You are viewing an old version of this page. View the current version.

Compare with Current View Page History

« Previous Version 70 Next »

чтение: 3 мин


Содержание

 


Основные понятия

Цель (нем. Ziel) — это представление о будущем или желаемом результате, который человек (группа людей) стремится достичь.

Цель подразумевает положительную динамику, то есть изменение текущего состояния чего-либо в сторону улучшения или удовлетворения конкретных потребностей и требований.

Важно не путать цель и задачу. Цель отвечает на вопрос «Что мы хотим достичь», а задача — «Какими действиями мы можем это достичь». Например, «построить новый многоэтажный жилой дом» — это задача, а не цель. В этом контексте целью может быть «улучшение благосостояния конкретной категории граждан».

Целеполагание (англ. Goal-Setting) — процесс определения целей и разработки плана для их достижения. То есть это также процесс принятия конкретных шагов, которые приведут к желаемому результату. 

 


Метод SMART 

Метод SMART используют в менеджменте и проектном управлении. Джордж Т. Доран описал этот метод в 1981 году в статье под названием «S.M.A.R.T. — способ описания управленческих целей и задач».

Это аббревиатура от пяти слов, которые обозначают критерии для поставленной цели (задачи или гипотезы):

  • Specific = Конкретная
  • Measurable = Измеримая
  • Achievable = Достижимая
  • Relevant = Значимая
  • Time-bound = Ограниченная по времени

Зачем нужен SMART

Мы формулируем цели (задачи и гипотезы) согласно SMART-критериям, чтобы избежать потенциальных ловушек:

  • Поставлена цель, но выполнить ее не удалось.
  • Выполнили, но без результата.
  • Есть результат, но он не ведет к достижению цели.
  • Результат ведет к достижению цели, но процесс растянулся на длительный срок.

Проверка по SMART

Чтобы проверить поставленную цель (задачу или гипотезу), следуй алгоритму:

S: Формулировка должна быть конкретной. Определи, что именно ты хочешь достичь.

M: Результат должен быть измеримым. Укажи, что и как будешь измерять.

A: Результат должен быть достижимым. Опиши, каким образом и с помощью чего ты планируешь достичь ожидаемого результата.

R: Цель, задача или гипотеза должна быть значима и способствовать достижению основной цели проекта. Задай себе вопрос: почему это важно?

T: У каждой цели, задачи или гипотезы должен быть установлен временной интервал. Укажи конкретные сроки.

Примеры личных целей

ПлохоХорошо
Я хочу сэкономить деньги Я сэкономлю 30 000 ₽ в течение следующих 8 недель. Это позволит мне взять уроки у персонального тренера и купить одежду для сноубординга.  Чтобы сэкономить, я буду обедать дома вместо кафе и использовать общественный транспорт вместо такси.
Я хочу получить повышение по работеВ ближайшие 4 недели я буду работать над новым проектом. Это будет новый опыт для меня, поэтому я прокачаю свои навыки и получу дополнительные знания, чтобы успешно выполнить задачи в рамках этого




Метод GROW

В 1980-х годах бизнес-тренеры Грэм Александер, Алан Файн и сэр Джон Уитмор разработали модель целеполагания под названием GROW. Эта модель стала очен эффективной и популярной системой коучинга (Nguyen, 2018).

В основе модели лежат четыре ступени постановки вопросов для решения задач. 

G — Цели: Чего ты хочешь? 
Постановка четких целей, которые согласуются с основными ценностями, важна для повышения вовлеченности в действия, которые сделают эти цели реальностью.

Дополнительные вопросы:

  • Какой результат будет для тебя наилучшим?
  • Как ты поймешь, что это именно тот результат?
  • По каким критериям будешь оценивать успешность достижения результата?
  • Что важно для тебя в достижении этой цели?
  • Как достижение цели повлияет на все сферы твоей жизни?
  • Что произойдет, когда ты достигнешь результата?
  • Что скажут тебе окружающие люди?
  • Что ты получишь из того, чего у тебя нет сейчас?

R — Реальность: Что происходит сейчас?
Осознание текущего состояния по отношению к твоим целям, включая то, что работает хорошо, а также возможные препятствия (например, страхи, слабости), является ключевым для осуществления позитивных изменений в соответствии с целями.

Дополнительные вопросы:

  • Что тебя больше всего волнует?
  • По десятибалльной шкале, если 10 — это идеальная ситуация, на каком балле ты находишься сейчас?
  • А на каком балле ты хочешь находиться?
  • Что ты чувствуешь при этом?
  • Как то, что сейчас происходит, влияет на другие сферы твоей жизни?
  • Кто еще вовлечен в ситуацию?
  • Что уже сделано и что ты делаешь для решения этой задачи?
  • Какие ресурсы есть?
  • Какие факторы повлияли на твое решение?

О — Варианты: Что ты можешь сделать? 
Признание возможных путей действий, своих сильных сторон, а также имеющихся ресурсов (например, поддержки) поможет тебе использовать варианты, чтобы вернуться на путь истинный, когда ты столкнешься с препятствиями.

Дополнительные вопросы:

  • Какие есть варианты?
  • А какие есть альтернативы?
  • А еще? А еще? А еще?
  • А если бы что-то еще могло быть как вариант, что бы это было?
  • А что, если бы у тебя были все ресурсы для решения вопроса, что бы ты сделал?
  • Кто мог бы помочь тебе в решении этого вопроса?
  • Где ты можешь найти информацию?
  • А что можно посоветовать сделать другому на твоем месте?
  • Какие из выбранных вариантов тебе больше нравятся?

W — Will: Что ты будешь делать? 
Мотивация, приверженность и ответственность за позитивные изменения в настоящее время имеют решающее значение для начала пути к достижению целей. 

Дополнительные вопросы:

  • Как ты это будешь делать?
  • Каким будет твой первый шаг?
  • Когда ты это сделаешь?
  • Есть ли что-то, что необходимо учесть перед тем, как приступить к действию?
  • Достигнешь ли ты при этом своей цели?
  • Какая поддержка тебе нужна?
  • Какие возможны препятствия на пути?
  • Как ты оценишь по шкале от 1 до 10 степень уверенности в том, что ты это сделаешь?


С момента разработки модели в нее было внесено множество изменений, например, добавлены компоненты «Тактика» и «Привычки» (GROWTH). Однако суть модели остается неизменной и используется в различных контекстах: в деловой среде  или личной жизни, внутри команды или индивидуально.

© Дополнительные вопросы взяты с сайта SmartTalks



Метод «Дерево целей»

Дерево целей — это метод упорядочивания целей (от общего к частному), в результате которого формируется пошаговый план действий.

Чтобы создать дерево, выберите главную цель, на следующем уровне определите максимум пять промежуточных целей, которые приведут к результату. Разделите каждую подцель на более мелкие, и продолжайте делить, пока не получите конкретные, простые действия на нижнем уровне.

Такое детальное описание каждой цели облегчает понимание, как к ней прийти.

Начни с ответов на вопросы:

  • Какой первый небольшой шаг к цели я могу сделать прямо сейчас?
  • Какое небольшое действие я могу выполнять ежедневно, чтобы приблизиться к цели?



Пример построения дерева целей 

Большая цель «Формирование базы знаний в компании»

Ключевые целиЗадачиШаги

Определить для базы знаний целевую аудиторию (ЦА) и её потребности с помощью исследований до конца  квартала 

Определить контекст ЦА 

  1. Подготовить формы опроса
  2. Провести опрос ЦА
  3. Проанализировать данные и составить портрет ЦА

Сформировать потребности ЦА

  1. Разработать стратегию выборки стейкхолдеров
  2. Подготовить скрипт интервью
  3. Провести серию интервью со стейкхолдерами 
  4. Проанализировать полученные данные по опросам ЦА и интервью стейкхолдеров

Разработать структуру разделов базы знаний, чтобы обеспечить легкий доступ и эффективное использование знаний всеми заинтересованными сторонами до конца  квартала

Определить знания, которые будут предоставлять ценность для ЦА, и группы потенциальных авторов

Структурировать знания на категории и подкатегории, включая тегирование материалов

  1. Классифицировать знания, которые будут полезны ЦА по результатам анализа ЦА
  2. Определить, кто носитель знаний и ответственный для каждого класса знаний
  3. Классифицировать материал, разработать систему тегов

Выбрать решение для создания базы знаний, удовлетворяющее потребностям ЦА в течение текущего месяца

Составить требования к платформе

Проанализировать предложения на рынке

  1. Определить требуемые функциональные возможности платформы, включая механизм наполнения контентом и администрирования
  2. Исследовать не менее трех различных платформ для базы знаний, оценить их функциональность, стоимость и соответствие требованиям проекта
  3. Подготовить таблицу сравнений 

Запустить процесс формирования и развития базы знаний в первый месяц следующего квартала


 

Сформировать рабочую команду 


  1. Разработать регламент
  2. Выбрать администратора базы знаний и ключевых авторов контента
  3. Подготовить и провести обучение

Наполнить базу знаний для пилотного запуска

  1. Сформировать пространства для работы авторов
  2. Организовать наполнение пространства контентом
  3. Собирать ОС от рабочей группы и пользователей 
  4. Формировать петлю улучшений
  5. Составлять To-Do лист 


Целеполагание в бизнесе

Процесс начинается с формулирования стратегических целей, которые основаны на миссии компании и стратегии достижения задач. Стратегические цели определяют для самых важных сфер компании, например, финансы, маркетинг, персонал, производственная инфраструктура, новая продукция. Они относятся ко всей компании и планируются на 3-10 лет. 

Затем нужно определить тактические и оперативные цели. Тактические цели относятся к отделам и бизнес-единицам компании. Они показывают, как они будут достигаться стратегические цели. Планирование обычно составляет от 0,5 до 3 лет. Уровень оперативных целей сосредоточен на решении текущих задач. Планирование может быть от одной недели до одного года. Ключевых целей на каждом уровне планирования должно не больше пяти. Каждая цель может иметь разный «вес» в общем результате компании.

Цели могут быть связаны с различными аспектами работы, включая производительность, проекты, развитие персонала и т.д. Так, целеполагание помогает направлять усилия отдела на ключевые приоритеты, повышает эффективность работы и обеспечивает лучшее выравнивание с общими целями компании.

Цели служат основой для принятия решений на всех уровнях — от руководства до сотрудников. Помогают командам измерять свой прогресс и понимать, как их повседневная работа влияет на достижение общих целей компании.


Алгоритм составления целей


backhand index pointing right  Глобальные цели  
Что? 

backhand index pointing right  Текущее состояние

Оценить текущие возможности и ограничения, выявить области, требующие улучшения или развития.


backhand index pointing right  Долгосрочные и краткосрочные цели

Определить цели долгосрочные (сложные, многоэтапные) и краткосрочные (простые, с быстрым результатом), которые помогают достичь глобальную цель. Проверить формулировки по SMART, в результате цели должны быть конкретные, измеримые, достижимые, релевантные и ограниченные по времени цели.

 
backhand index pointing right  Ключевые результаты (OKR)

Сформулировать ключевые результаты, которые будут служить показателями достижения целей.


backhand index pointing right  Задачи

Разбить цели на более мелкие шаги, которые приведут к достижению цели.

backhand index pointing right  Ответственность

Назначить ответственных лиц или команды, которые будут отвечать за достижение каждой цели и её ключевых результатов.

 backhand index pointing right  Показатели эффективности (KPI)

Определить ключевые показатели эффективности (KPI). Это критические (ключевые) количественные показатели, отражающие прогресс в достижении целей. KPI помогают сосредоточиться на операционных и стратегических улучшениях, а также создают аналитическую базу для принятия решений.


backhand index pointing right 
Временные рамки

Установить сроки выполнения каждой цели. Это поможет обеспечить дисциплину выполнения и своевременное достижение результатов.

backhand index pointing right  Мониторинг и оценка

Отслеживать прогресс по достижению целей и их результатов, корректировать цели при необходимости и отчитываться перед заинтересованными сторонами о результатах.


thumbs up  Если тебе понравилась эта статья, поставь лайк. Так, мы выделяем полезную информацию и обмениваемся актуальными знаниями!

  • No labels