чтение: 4 мин

SWOT-анализ — это метод стратегического планирования, который бизнес-аналитики используют для принятия решений о будущем развитии компании. Этот метод может быть полезен в ситуациях, когда компания столкнулась со стагнацией, планирует запустить новый продукт или изменить сферу деятельности.  

Акроним SWOT введен профессором Кеннетом Эндрюсом в 1963 году на конференции по вопросам бизнес-политики в Гарварде. Он предложил рассмотреть четыре основных группы факторов, которые влияют на бизнес: сильные стороны (strengths), слабые стороны (weaknesses), возможности (opportunities) и угрозы (threats).

SWOT-анализ можно использовать для самооценки профессиональных навыков. Это позволит тебе идентифицировать свои сильные стороны (например, уникальные навыки или опыт), слабые стороны (области для улучшения), возможности (например, профессиональный рост или новые проекты) и угрозы (например, изменение требований к работе). Полученный результат можно использовать в создании индивидуального плана развития (ИПР) и улучшении карьерных перспектив.


 

Скиллсет (от англ. skill set) — это набор навыков, которые необходимы человеку для выполнения конкретной работы, задачи или области деятельности.

Если скиллсет для твоей должности еще не разработан и ты не знаешь, с чего начать, используй метод «Колесо баланса»: нарисуй круг, раздели его на восемь секторов. В каждом секторе укажи навык и знания, без которых невозможно выполнить твою работу. Это будет базовый скиллсет для твоей должности. Раздели каждый сектор на 10 частей, где 1 — самый низкий уровень, а 10 — самый высокий уровень.

Оцени каждый сектор по шкале от 1 до 10, основываясь на своем представлении об идеале. Вот некоторые критерии, которые ты можешь использовать:

  • 0-3 балла — ситуация неудовлетворительная, необходимо как можно скорее предпринять действия
  • 4-7 баллов — необходимы небольшие и конкретные изменения через постоянную и целенаправленную работу
  • 8-10 баллов — все стабильно, требуется минимальная корректировка или действия для поддержания благополучия


Теперь заполни сравнительную таблицу. Сначала распредели навыки или способности из базового скиллсета по блокам: сильные и слабые стороны. Таким образом, ты заполнишь внутренние факторы, на которые можешь повлиять. Затем заполни блоки: возможности и угрозы. В результате у тебя будут описаны внешние факторы, которые сейчас от тебя не зависят.



Внутренняя среда

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Сильные стороны Strengths

Запиши всё, что у тебя получается хорошо, твои сильные стороны и выдели свои преимущества. Не стесняйся обращать внимание на навыки и качества, которые кажутся тебе незначительными или недостаточными. Здесь уместно абсолютно всё.

Cлабые стороны Weaknesses 

Укажи все, в чем тебе не удается достичь успеха, над чем хотелось бы поработать дополнительно. Запиши также то, в чем ты чувствуешь себя неуверенно, испытываешь сомнения или страх.



Внешняя среда

Возможности Opportunities

Что ты хочешь усовершенствовать или изменить? Как это повлияет на твою жизнь? Какие новые возможности откроются перед тобой, если ты будете использовать весь свой потенциал? Какие результаты может принести работа над определенными навыками, умениями и качествами?

Угрозы Threats 

Попробуй проанализировать риски. Что может пойти не так в твоей работе, что может произойти? На что из этого ты можешь и не можешь повлиять? Укажи, что может случиться, если ты не будешь развивать свои профессиональные навыки? И не станешь использовать свои сильные стороны? Какие возможности ты упустишь в этом случае?


Когда определены внешние и внутренние факторы для SWOT-анализа, составь план развития, ответь на вопрос: что я буду делать, чтобы:

  1. Развить сильные стороны.
  2. Минимизировать слабые стороны.
  3. Использовать возможности.
  4. Избежать угроз.

Этот результат можно использовать как основу для ИПР.



Для наглядности мы будем использовать роль повара в ресторане европейской кухни cook 

Базовый скиллсет для этой роли может выглядеть так:

Основные задачи Навыки Знание 
Подготовка сырьяУмение определять качество и свежесть мяса, рыбы, овощей и фруктовЗнание основных ингредиентов для блюд европейской кухни, их свойств и правил хранения 
Приготовление и оформление блюд

Владение кулинарными техниками: жарка, варка, запекание, тушение и т.д.

Знание рецептур, способов приготовления, вкусовых качеств блюд, а также правил сохранения питательной ценности продуктов при их тепловой обработке

Умение предлагать новые идеи и адаптировать классические рецепты под специфику ресторана

Знание правил комбинирования различных вкусов, текстур и ароматов для создания блюд высокого качества

Использование оборудованияНавык выбора оборудования в зависимости от процессов приготовления блюдЗнание технологического оборудования
Учет расхода сырья Навык планирования запасов продуктовЗнание правил и нормативов в области безопасности пищевого производства и гигиены, а также способов сокращения потерь и издержек
Составление технологических карт (ТК)Навык разработки форм ТК, соответствующих госстандарту и потребностям ресторана

Знание требований ГОСТ к технологии производства и документам на блюда общепита

Координация работы поваров

Умение эффективно планировать, распределять ресурсы и управлять временем

Основы управления проектами, тайм-менеджмент


Коммуникативные навыки и умение руководить людьми

Правила эффективного общения, методы командообразования, техники разрешения конфликтов, способы вовлечения персонала
Управление материально-техническим снабжениемУмение определять требуемые материальные средства на основе норм расхода, оснащения, эксплуатационных нормЗнание требований к организации материально-технического снабжения предприятий общепита, правил приёмки оборудования и требований к выбору поставщиков


Для оценки навыков возьмем стандартную пятиуровневую шкалу оценки компетенций, где:

4 — уровень экспертизы

3 — уровень опыта

2 — уровень развития

1 — уровень ограниченного развития

0 — уровень общего понимания


Результаты самооценки нашего повара могут выглядеть так:

НавыкОценка 
Умение определять качество и свежесть мяса, рыбы, овощей и фруктов4
Владение кулинарными техниками: жарка, варка, запекание, тушение и т.д.4

Умение предлагать новые идеи и адаптировать классические рецепты под специфику ресторана

4
Навык выбора оборудования в зависимости от процессов приготовления блюд4
Навык планирования запасов продуктов4
Навык разработки форм ТК, соответствующих госстандарту и потребностям ресторана3

Умение эффективно планировать, распределять ресурсы и управлять временем

3

Коммуникативные навыки и умение руководить людьми

2
Умение определять требуемые материальные средства на основе норм расхода, оснащения, эксплуатационных норм2


SWOT-анализ у повара получился таким:

Сильные стороныСлабые стороны

Умею определять качество и свежеть продукции

Владею различными кулинарными техниками

Могу выбирать оборудование в соответствии с процессами приготовления

Планирую запасы продуктов

Имею отличную обонятельную и тактильную чувствительность, развитое чувство хронометража, хороший глазомер

У меня прекрасный вкус, фантазия, есть склонность к творчеству

Умею интенсивно работать в течение длительного времени без снижения результативности

Есть проблемы в общении с другими людьми

У меня бывают конфликты с менеджерами ресторана

Я часто срываюсь и раздражаюсь на команду

Из-за всех вышеперечисленных сложностей и ситуаций возникает рассинхронизация процессов приготовления сложных блюд, в которых участвуют разные повара


ВозможностиУгрозы

Расширение основного меню за счёт авторских блюд

Открытие нового филиала 

Конкуренция 

Поставщики оборудования и продукции (проблемы с качеством)

Проверки Роспотребнадзора


Предварительный план развития для повара:

  1. Развить сильные стороны
    • Пройти стажировку в ресторане более высокого уровня.

  2. Минимизировать слабые стороны
    • Пройти интенсив по развитию компетенции «Коммуникации», прочитать профессиональную литературу по этой теме. Придумать активности и взаимодействия с командой (например, пикник во дворе).
    • Изучить нормы расхода, оснащения, нормы эксплуатации для материальных средств. Разработать меры сокращения расходов и утвердить их с руководством.

  3. Использование возможностей 
    • Собрать информацию о предпочтениях посетителей ресторана, спросить мнение команды и на основе этих данных, а также трендов в сфере разработать новые блюда. Презентовать их шеф-повару и команде.
    • Сообщить шеф-повару и руководству о своих карьерных ожиданиях, обсудить с ними путь развития.

  4. Сокращение рисков
    • Предложить шеф-повару делегировать часть его обязанностей.
    • Проанализировать поставщиков, составить таблицу сравнения и рейтинг. Показать шеф-повару и руководству.




thumbs up Если понравилась эта статья, поставь лайк. Так, мы выделяем полезную информацию и обмениваемся актуальными знаниями!


Write a comment…