Компетенция — интегральный измеримый показатель, позволяющий оценить способность (потенциал) человека эффективно действовать в заданной ситуации (справляться с кругом задач в деятельности) благодаря реализации способностей, актуализации знаний, умений и навыков, а также с опорой на ценности и установки личности.
Документ, который описывает саму должность, биографические требования, функционал, ключевые компетенции / навыки, необходимые для успешного выполнения всех функций этой должности — профиль должности.
Приращение (развитие) компетенции
Классификация компетенций:
- Корпоративные
- Управленческие
- Профессиональные
- Личностные
Корпоративные компетенции
Основаны на ценностях компании:
- предъявляются ко всем сотрудникам
- показывают соответствие корпоративной культуре компании
- указывают на роль в развитии компании
- соответствуют отраслевой специфике и рыночному поведению
Примеры корпоративных компетенций:
- способность к индивидуальной работе
- ориентация на результат
- креативность и способность находить нестандартные решения
- уважение к личности
- коммуникативность
- развитие других или наставничество
- клиентоориентированность
Профессиональные компетенции
Включают знания, умения и навыки, которыми должны обладать работники одной группы должностей или профессий для эффективного выполнения своих функциональных обязанностей.
Корпоративные компетенции отвечают на вопрос: Как должны действовать сотрудники компании, чтобы достичь высокого результата в работе?
Профессиональные компетенции отвечают на вопрос: Что сотрудник должен знать и уметь, чтобы успешно выполнять свои функциональные обязанности?
Управленческие компетенции
- коммуникации
- управление персоналом
- достижение цели
- принятие решений