В компании оценка сотрудников проводится для определения уровня их профессиональных навыков, мотивации к работе, а также для оценки личностных особенностей, включая соответствие или несоответствие персональных ценностей ценностям компании. Система оценки сотрудников также позволяет убедиться в том, что каждый сотрудник соответствует своей профессиональной роли и умеет эффективно выполнять свои рабочие обязанности.
Цель и задачи оценки
С одной стороны, оценка может помочь руководителю в принятии управленческих и кадровых решений, а с другой, может помочь сотруднику составить индивидуальный план развития.
Задачи (как можно использовать оценку сотрудников):
Найм
- определять специализацию и уровень экспертности соискателя на должность
- определять потребность в новых специалистах
- набирать в компанию лучшие кадры
Адаптация
- выявлять проблемы первых месяцев работы: проблемы наставничества, недостаток ресурсов, неравномерная нагрузка (переработки)
- предоставлять новым сотрудникам качественную обратную связь, которая будет способствовать быстрой адаптации
Обучение
- повышать уровень знаний сотрудников
- планировать обучение, определять основные направления
- создавать качественные курсы, оплачивать внешнее обучение, необходимое для повышения производительности
Навыки и компетенции
- определять уровень, а также соответствие навыков работников модели компетенций, которую утвердила компания
- мотивировать сотрудников к развитию и обучению
- формировать кадровый резерв из сотрудников с высокими показателями
Эффективность
- повышать трудовую дисциплину
- принимать управленческие и кадровые решения
- пересматривать деятельность, оптимизировать бизнес-процессы, регламенты и процедуры
Вовлеченность и лояльность
- характеризовать качество условий труда, внутренних процессов, обстановку в коллективе
- повышать заинтересованность в работе, вовлеченность и лояльность сотрудников (спецопросы)
- прогнозировать текучесть
Удержание кадров
- знать слабые стороны компании как работодателя и развивать их
- удерживать людей в компании благодаря качественной обратной связи по итогам оценки
HR-бренд
- формировать EVP (employment value proposition, ценностное предложение работодателя)
- укреплять бренд компании на рынке
Виды оценки
В зависимости от целей проведения оценка может быть:
- плановой (регулярной)
- внеплановой (при найме новых работников)
- разовой (если необходимо отреагировать на проблему или принять управленческое решение)
Методы и инструменты оценки
При оценке сотрудников используются качественные (описательные) и количественные (балльные, рейтинговые) методы, а также их комбинации. При количественной оценке используются конкретные показатели или средние значения. Показатели должны быть понятными, достижимыми и соответствовать профессиональной роли.
Так, для эффективной оценки сотрудников необходимы чёткие критерии. Обычно это навыки, сформулированные согласно принятой в компании модели компетенций и ценностей.
Методы оценки | Инструменты |
---|---|
Анализ компетенций* (включая знания и навыки), персональные характеристики, соответствие профессионального поведения сотрудника ценностям компании |
|
Ревью знаний — регулярная процедура, которая помогает определить, насколько сотрудники соответствуют минимально необходимым требованиям в зависимости от должности | |
Анализ эффективности — KPI, достижение поставленных целей или получение необходимых бизнес-результатов | Проводится на основании цифр из отчётов производства. Фактические результаты сравниваются с целевыми |
Анализ вовлечённости и лояльности — оценка внутреннего настроя на работу, насколько сотрудник предан целям и задачам компании, а также расположен к руководителю и коллегам | Проводится с помощью опросов один-два раза в год. Сотрудникам предлагают выставить баллы процессам в компании процессам и способам коммуникаций |