Versions Compared

Key

  • This line was added.
  • This line was removed.
  • Formatting was changed.

Чтение: 3 мин
Дисклеймер: Каждая компания имеет свои собственные подходы и уникальные представления о компетенциях и системе развития. Это может зависеть от многих факторов, включая корпоративную культуру, стратегические цели и конкретные потребности бизнеса. В статьях на тему «Система оценки «Оценка сотрудников компании» описаны некоторые из методик, которые могут помочь оптимизировать процессы оценки и развития сотрудников.


Оценка в компании проводится для определения уровня профессиональных навыков сотрудников, их мотивации к работе, а также личностных особенностей, включая соответствие или несоответствие персональных ценностей ценностям компании. Система оценки позволяет убедиться в том, что каждый сотрудник соответствует своей профессиональной роли и умеет эффективно выполнять свои рабочие обязанности.

Содержание

Table of Contents

Цель и задачи оценки

С одной стороны, оценка может помочь руководителю в принятии управленческих и кадровых решений, а с другой, может помочь сотруднику выявить свои сильные стороны и зоны роста, составить индивидуальный план развития.

Задачи оценки (как можно использовать):

Найм

  • определять специализацию и уровень экспертности соискателя на должность
  • определять потребность в новых специалистах
  • набирать в компанию лучшие кадры

Адаптация

  • выявлять проблемы первых месяцев работы: проблемы наставничества, недостаток ресурсов, неравномерная нагрузка (переработки)
  • предоставлять новым сотрудникам качественную обратную связь, которая будет способствовать быстрой адаптации

Обучение

  • повышать уровень знаний сотрудников
  • планировать обучение, определять основные направления 
  • создавать качественные курсы, оплачивать внешнее обучение, необходимое для повышения производительности

Компетенции

  • определять уровень, а также соответствие навыков работников модели компетенций, которую утвердила компания
  • мотивировать сотрудников к развитию и обучению
  • формировать кадровый резерв из сотрудников с высокими показателями

Эффективность 

  • повышать трудовую дисциплину
  • принимать управленческие и кадровые решения
  • пересматривать деятельность, оптимизировать бизнес-процессы, регламенты и процедуры 

Вовлеченность и лояльность

  • характеризовать качество условий труда, внутренних процессов, обстановку в коллективе
  • повышать заинтересованность в работе, вовлеченность и лояльность сотрудников (спецопросы)
  • прогнозировать текучесть

Удержание кадров

  • знать слабые стороны компании как работодателя и развивать их
  • удерживать людей в компании благодаря качественной обратной связи по итогам оценки

HR-бренд

  • формировать EVP (employment value proposition, ценностное предложение работодателя)
  • укреплять бренд компании на рынке

    Виды оценки

    В зависимости  от целей проведения оценка может быть:

    • плановой (регулярной)
    • внеплановой (при найме новых работников)
    • разовой (если необходимо отреагировать на проблему или принять управленческое решение)

    Требования к оценке

  • регулярность
  • чёткое целеполагание
  • прозрачность и понятность критериев оценивания

    Методы и инструменты оценки

    В основе системы оценки сотрудников лежит модель компетенций и ценностей.  Модель задает четкие критерии для оценки.

    В оценке  применяются качественные (описательные) и количественные (балльные, рейтинговые) методы, а также их комбинации. При количественной оценке используются конкретные показатели или средние значения. Показатели должны быть понятными, достижимыми и соответствовать профессиональной роли. 

    Методы оценки ИнструментыАнализ компетенций (включая знания и навыки), персональные характеристики, соответствие профессионального поведения сотрудника ценностям компании
    • тестирование профессиональных знаний
    • моделирование рабочих ситуаций, решение кейсов
    • анкетирование (опросы)
    • интервьюирование
    • наблюдение на рабочем месте (чек-листы)
    • методы оценки 360: наряду с самооценкой сотрудника оценивают: руководитель, подчинённые,  его коллеги (и/или клиенты) или 180: самооценка и опрос руководителя
    Ревью знаний — регулярная процедура, которая помогает определить, насколько сотрудники соответствуют минимально необходимым требованиям в зависимости от должностиАнализ эффективности — KPI, достижение поставленных целей или получение необходимых бизнес-результатовИсследование проводится на основании цифр из отчётов производства. Фактические результаты сравниваются с целевымиАнализ вовлечённости и лояльности — оценка внутреннего настроя на работу, насколько сотрудник предан целям и задачам компании, а также расположен к коллегам и руководителюИсследование проводится с помощью опросов один-два раза в год. Сотрудникам предлагают выставить баллы процессам в компании, а также процессам и способам коммуникаций

    Процедура оценивания

  • Подготовка программы оценки
  • Анализ профессиональной деятельности сотрудников и формулирование критериев
  • Выбор методик и подготовка процедур оценивания
  • Проведение оценки сотрудников компании
  • Анализ результатов

    Внедрение оценки

    Внедрение системы оценки персонала может быть выполнено поэтапно, и на первом этапе рекомендуется внедрить четыре базовых инструмента:  

    ИнструментыРесурсТесты для автоматической проверки уровня знанийСистема дистанционного обучения (СДО)Анализ производственных показателей KPIHRM, система KPIАнкета для руководителяМодель компетенций, Карта знаний и навыков, Формы оценкиАнкета для самооценкиМодель компетенций, Карта знаний и навыков, Формы оценки
    Info

    Эти инструменты позволят начать систематическую оценку сотрудников, которую в дальнейшем можно развивать, опираясь на опыт внедрения и результаты текущей оценки.

    План работ:



    #Задача Результат1

    Составить требования к компетенциям для сотрудников, провести стратегические сессии с заинтересованными лицами

    • Модель компетенций
    • Карта знаний и навыков
    2

    Описать систему методов оценки и определить платформу

    • Расчёт экономического эффекта от внедрения оценки сотрудников
    • Положение об оценке сотрудников  в дирекции/компании
    • Регламент оценки сотрудников
    3Связать результаты оценки с индивидуальными планами развития (ИПР) сотрудников, а также с политикой и процедурами адаптации и прохождения испытательного срока (ИС)

    Форма ИПР

    4Разработать тесты, формы анкет и скрипты интервью для оценки

    Формы и контент для инструментов оценки

    🔗 Разработка модели компетенций

    🔗 Как оценивать компетенции

    🔗 Разработка карты знаний и навыков

    🔗 SWOT-анализ для самооценки

    🔗 Как составить ИПР

    🔗 Подготовка к стратсессии
    thumbs up Если понравилась эта статья, поставь лайк. Так, мы выделяем полезную информацию и обмениваемся актуальными знаниями!

    Children Display