Page History
Versions Compared
Key
- This line was added.
- This line was removed.
- Formatting was changed.
Компетенция — это интегральный, измеримый показатель, который позволяет оценить способность (потенциал) человека эффективно действовать в заданной ситуации. Это означает справляться с рядом задач в своей деятельности, благодаря реализации своих способностей и актуализации знаний, умений, навыков с опорой на ценности и установки личности.
Оценка компетенций проводится на основе разработанной модели компетенций. Эта модель включает ключевые компетенции сотрудника, обычно из четырех категорий: корпоративные, управленческие, профессиональные (технические) и личностные.
Для оценки компетенций часто используют четырёхуровневую модель.
Уровень | Общее описание уровня |
---|---|
3 уровень мастерства (превосходит ожидания) | Демонстрирует глубокие знания, а также большой опыт применения знаний и умений на практике. Успешно использует компетенцию для решения стандартных и новых рабочих задач. Достигает успеха в большинстве ситуаций высокой сложности, разрешает кризисы. Является транслятором собственного опыта (обучение) |
2 уровень опыта (соответствует ожиданиям) | Знает большинство инструментов и методов, применяет их стабильно и систематически. Успешно использует компетенцию для решения стандартных и новых рабочих задач. При решении новых задач добивается лишь частичного успеха |
1 | Знает и применяет некоторые инструменты и методы или делает это нерегулярно. Использует компетенцию для решения только стандартных, простых рабочих задач |
0 компетенция не сформирована | Преобладает поведение, противоположное целевому |
Каждая компетенция оценивается по шкале, которая выражается в цифровых значениях от 0 до 3.
Info |
---|
Оценка и описание компетенций проводятся с использованием индикаторов поведения. |
Индикаторы
Компетенция включает в себя составляющие, или индикаторы. Они представляют собой стандарты поведения, которые проявляются в действиях человека, обладающего этой компетенцией.
Поведенческие индикаторы описывают проявление компетенции в поведении сотрудника. Они как бы отвечают на вопросы «что делает, как делает и чего не делает?»
Info |
---|
Различные компании и специалисты внутри одной компании могут под одинаковыми названиями компетенций понимать разные индикаторы. |
Поуровневая модель оценки
Индикаторы описывают как позитивное, так и негативное проявление, распредленное по уровням проявления.
Компетенция включает в себя не менее 4 индикаторов. Например, для компетенции: «Эффективная коммуникация» индикаторами могут быть:
- Говорит и выслушивает
- Передает информацию структурировано, логически выстраивает аргументы
- Выясняет позицию сотрудника, проявляет понимание
- Использует дополнительные средства, помогающие обеспечить понимание
Каждому уровню развития компетенции соответствует уникальный вариант индикатора.
Уровень | Индикатор «Выясняет позицию сотрудника, проявляет понимание» |
---|---|
3 уровень |
|
2 уровень |
|
1 уровень |
|
0 уровень |
|
Info |
---|
Описание одного индикатора на разных уровнях должно показывать прогресс в развитии компетенции (например, при переходе от тактического на стратегический уровень развития). |
Расчёт
Каждому уровню компетенции присваивается определенное количество баллов. Если уровни задаются числовыми значениями, то уровню 1 соответствует 1 балл и так далее.
При расчете балла уровня за 100% берутся проявления всех индикаторов, описанных на выбранном уровне, при условии, что не проявлен ни один индикатор на более низком уровне. Однако, индикаторы могут проявляться на разных уровнях, поэтому возможны дробные баллы.
Уровень | Схема расчёта балла | Оценка |
---|---|---|
3 уровень мастерства | Проявлены все индикаторы уровня 3 и ни один индикатор уровня 2 | 3 |
Промежуточный уровень | Проявлены 75% индикаторов уровня 3 | 2,75 |
Промежуточный уровень | Проявлены 50% индикаторов уровня 3 | 2,5 |
Промежуточный уровень | Проявлены 25% индикаторов уровня 3 | 2,25 |
2 уровень опыта | Проявлены все индикаторы уровня 2 и ни один индикатор уровня 1 | 2 |
1 уровень развития | Проявлены все индикаторы уровня 1 и ни один индикатор уровня 0 | 1 |
0 компетенция не сформирована | Проявлены все индикаторы уровня 0 и не проявлен ни один индикатор более высокого уровня | 0 |
Индикативная модель оценки
Индикаторы описывают только требуемое поведение, оценка рассчитывается исходя из числа проявленных индикаторов в компетенции.
Обычно компетенция включает 6-8 индикаторов, каждый из которых оценивается по шкале проявления.
Info |
---|
Для охвата всех уровней развития компетенции, поведенческие индикаторы должны включать передачу знаний и генерацию новых идей. |
Расчёт
Каждая степень проявления индикатора имеет вес:
- Всегда проявляет — 3
- Часто проявляет, но далеко не всегда — 2
- Часто не проявляет — 1
- Совсем не проявляет — 0
Расчет балла уровня определяется по среднему арифметическому, значение которого вычисляется по формуле: сумма степеней проявления всех индикаторов делится на их общее число.
Форма для оценки компетенции «Ориентация на саморазвитие»:
Индикаторы | Всегда проявляет | Часто проявляет, но не всегда | Часто не проявляет | Совсем не проявляет |
---|---|---|---|---|
Разрабатывает индивидуальные планы развития (ИПР) с учетом долгосрочных целей и текущих потребностей | ||||
Активно осваивает новые области знаний, включая те, которые не связаны с текущей деятельностью, но могут принести дополнительную ценность | ||||
Выполняет поиск обратной связи для постоянного улучшения | ||||
Участвует в образовательных мероприятиях, курсах, тренингах и вебинарах для обновления знаний и навыков | ||||
Передаёт свои знания и умения команде, предоставляет возможности для их развития и поддерживает коллег в обучении | ||||
Создаёт образовательные стратегии для саморазвития, включающие новые идеи и решения |
(3 + 3 + 1 + 3 + 2 + 0) / 6 = 2
Уровень развития компетенции составляет 2
Info |
---|
Для 2 уровня (уровень опыта) стабильно и с должным качеством проявляется не менее 50% индикаторов. |
Оценка знаний и навыков для профессиональных компетенций
Если для описания и оценки корпоративных, управленческих и личностных компетенций используются поуровневая модель или индикативная, то для профессиональных компетенций этого недостаточно.
Профессиональные компетенции определяют специальные знания и навыки для сотрудников.
Info |
---|
В педагогической психологии используют терминологию:
Для упрощения моделей оценки, HR-эксперты рекомендуют использовать только два термина: знания и навыки, что означает теорию и практику. |
Таким образом, описание профессиональной компетенции учитывает оценку на трех уровнях:
- Поведение
Оценивается конкретное поведение на основе способности применять знания и навыки на практике
Метод оценки: метод 360° - Знания
Этот уровень отображает теоретические знания специалиста
Методы оценки: тесты, анкеты, интервью - Навыки
На этом уровне оценивается практическое применение знаний
Методы оценки: кейсы, ролевые игры, карта навыков
Для оценки профессиональных компетенций обычно используют пятиуровневую модель.
Уровень | Общее описание уровня |
---|---|
4 уровень экспертизы | Экспертное владение знаниями Успешно решает задачи любого уровня сложности, в том числе новые; руководит процессом, несёт ответственность за результат |
3 уровень опыта | Осознанное применение знаний Самостоятельно решает все текущие рабочие задачи, в нестандартных и сложных ситуациях требуется поддержка наставника |
2 | Опыт применения знаний Выполняет действия по образцу в стандартных рабочих ситуациях |
1 уровень ограниченного развития | Обширные теоретические знания Фрагментарный и ограниченный опыт применения, выполняет действия при помощи наставника |
0 уровень общего понимания | Общее представление в этой специализированной области, есть знание понятийного аппарата Не способен решать стандартные рабочие задачи |
Info |
---|
Чтобы унифицировать и упростить систему оценки часто для всех категорий компетенций используют единую модель. |
Профессиональные компетенции следует описывать только в контексте системы деятельности и коммуникаций, характерных для этой деятельности. При формировании модели профессиональных компетенций, каждую компетенцию следует связывать с определенными рабочими задачами. Индикаторы, по которым оценивается профессиональная компетенция, должны быть четко связаны с этими задачами.
Поуровневая модель оценки
Компетенция | Поиск и обработка информации |
Рабочая задача | Проводит информационную исследовательскую работу в рамках выделенного круга проблем |
Уровни | Индикаторы |
4 уровень экспертизы |
|
3 уровень опыта |
|
2 уровень развития |
|
1 уровень ограниченного развития |
|
Индикативная модель оценки
Компетенция | Рабочие задачи | Индикаторы |
---|---|---|
Поиск и обработка информации | Выявляет потребности в информации: определяет, что именно нужно искать | Исследует текущие бизнес-процессы и выявляет точки, в которых требуется дополнительная информация для оптимизации работы Следит за трендами и инновациями в своей отрасли, чтобы выявлять потребности в новых знаниях и данных |
Проводит информационную исследовательскую работу в рамках выделенного круга проблем | Определяет критерии отбора информации, выбирает подходящие методы сбора данных и формирует план поиска, учитывая при этом не только актуальность, но и достоверность и релевантность информации | |
Оценивает источники и способы получения информации, определяет оптимальные | Проводит анализ достоверности и авторитетности авторов и источников данных, проверяет контекст и обстоятельства публикации для более точной оценки информации |
Карта навыков и знаний (скиллсет)
Для оценки специальных знаний и навыков сотрудников используется карта навыков и знаний (скиллсет).
Фрагмент карты для компетенции «Поиск и обработка информации»:
Рабочие задачи | Теория (концепции, методы, подходы, законы) | Профессиональные навыки (базовый уровень) | Профессиональные навыки (продвинутый уровень) | Инструменты | Мягкие навыки |
---|---|---|---|---|---|
Задача 1 Проводит информационную исследовательскую работу в рамках выделенного круга проблем | Количественные и качественные методы исследования для сбора и анализа данных: кабинетное исследование, анкетирование, проблемное интервью, решенческое интервью, CustDev
|
|
Image Added |
| Фокусировка на цели Image Added |
Задача 2 Проверяет информацию на достоверность и достаточность | Методы и техники проверки достоверности и достаточности информации | Умение оценивать надежность источников по основным критериям | Владение методами критического мышления |
| Гибкость мышления для адаптации к различным видам информации |
Задача # |