чтение: 10 мин
Основные понятия
Компетенция — это интегральный, измеримый показатель, который позволяет оценить способность (потенциал) человека эффективно действовать в заданной ситуации. Это означает справляться с рядом задач в своей деятельности, благодаря реализации своих способностей и актуализации знаний, умений, навыков с опорой на ценности и установки личности.
Компетенция включает в себя составляющие, или индикаторы. Они представляют собой стандарты поведения и знаний, которые проявляются в действиях человека, обладающего этой компетенцией. Таким образом, поведенческие индикаторы описывают проявление компетенции в поведении сотрудника. Они как бы отвечают на вопросы «что делает, как делает и чего не делает?»
Различные компании и специалисты внутри одной компании могут под одинаковыми названиями компетенций понимать разные индикаторы.
Модель компетенций — это стратегический инструмент, который определяет набор компетенций, необходимых для успеха в конкретной роли, команде или компании в целом. Это единая система критериев, которая учитывает корпоративные установки, особенности рабочего процесса, кадровую политику и личные потребности сотрудника. Эти компетенции определяют, что сотрудник должен уметь и как он должен себя вести, чтобы соответствовать корпоративным целям и ценностям.
Матрица компетенций содержит ключевые компетенции сотрудников, необходимые для успешного выполнения работы на своей должности. Матрица отражает уровень владения определёнными компетенциями у конкретных сотрудников.
Модель компетенций может включать в себя компетенции из четырех основных категорий.
Корпоративные — это компетенции, которые приняты в компании и основаны на её ценностях. Они отражают способность сотрудника работать в соответствии с ценностями и нормами компании. Эти компетенции одинаковы для любой должности.
Например:
- Эффективная работа в команде
- Способность к индивидуальной работе
- Ориентация на результат
- Креативность и способность находить нестандартные решения
- Уважение к личности
- Коммуникативность
- Развитие других или наставничество
- Клиентоориентированность
Управленческие — это компетенции, наличие которых необходимо руководителям для успешного решения бизнес-задач. Эти компетенции отражают способность управлять людьми и процессами.
Например:
- Планирование работы (своей и подчиненных)
- Организация и контроль рабочего процесса
- Мотивация, вдохновение сотрудников на достижение поставленных результатов
- Принятие решений
- Достижение целей
- Генерация новых идей
- Высокая степень реакции на изменения ситуации
- Эффективное решение проблем
Профессиональные/Функциональные/Технические — это компетенции, которые могут применяться в отношении определенной группы должностей. Эти компетенции включают специфические навыки и знания, необходимые для выполнения определенных задач.
Например (для аналитического отдела):
- Управление требованиями
- Постановка задач программистам
- Проверка функциональности
- Проведение испытаний
- Анализ качества данных и т.д.
Профессиональные компетенции отвечают на вопрос: Что сотрудник должен делать, чтобы успешно выполнять свои функциональные обязанности?
Личностные — это личностные аспекты, отражают общие черты характера и поведения, которые помогают сотруднику быть успешным на работе. Эти компетенции могут включать в себя достижения, результаты и отношение к ним.
Например:
- Высокая самоорганизация
- Адаптивность
- Стратегическое мышление
- Умение доводить начатое дело до конца
- Работа с большим массивом информации
- Аналитические способности
- Быстрое обучение и освоение новой информации
- Инициативность
- Активность
- Дисциплинированность
- Умение работать в режиме цейтнота
Приращение (развитие) компетенции
Классификация моделей компетенций
по виду:
Универсальная модель — одна модель компетенций применяется на все категории сотрудников или независимая модель для каждой категории сотрудников.
Уникальная модель — модель, кастомизироанная под запросы компании/отдела. По сравнению с универсальной моделью имеет высокую стоимость и большие сроки, но при этом эту модель удобно использовать, она легко узнаётся сотрудниками и можно обещать ее стопроцентную применимость.
по формату:
Простая модель — описывает компетенции по индикаторам требуемого поведения, оценка выполняется при помощи анализа проявляется или не проявляется нужное поведение.
Уровневая модель — описывает компетенции по уровням, сохраняя преемственность в каждом уровне. Содержит негативные полюса индикаторов. Таким образом, уровни развиваются от негативного проявления к максимально выраженному.
Состав модели компетенции
Модель компетенций включает следующие элементы:
- Категории компетенций
- Конкретные компетенции
- Уровни компетенции
- Индикаторы поведения (Стандарты)
Объем модели компетенции
Объем модели профессиональных компетенций, то есть количество компетенций и индикаторов в ней, не связан напрямую с объемом описываемой функции. При разработке модели количество компетенций стремятся минимизировать, описывая только те навыки и знания, которые отличают лучших сотрудников от средних. Основная задача в том, чтобы модель была удобной в использовании и легко обновляемой.
Модель из 125 компетенций будет менее удобна, чем модель из 25. Однако многое зависит от целей использования модели. Она может быть объемной, если описываемые компетенции критически важны. Это особенно важно, например, при выполнении особо опасных работ, где от уровня знаний и умений зависит безопасность производства и возможная угроза жизни. Чем подробнее такие компетенции описаны, тем лучше.
Как описывать профессиональную компетенцию
Если для описания и оценки корпоративных, управленческих и личностных компетенций используются поуровневая модель или индикативная, то для профессиональных компетенций этого недостаточно.
Профессиональные компетенции определяют специальные знания, умения и навыки для сотрудников.
В педагогической психологии используют терминологию:
- Знания — результат процесса познания действительности
- Умения — освоенный способ выполнения действия
- Навык — действие, доведённое до автоматизма
Для упрощения моделей оценки, HR-эксперты рекомендуют использовать только два термина: знания и навыки, что означает теорию и практику.
В формулировках индикаторов специалисты HR рекомендуют учитывать знания и навыки, склонности в поведении (командная или индивидуальная работа), мотивацию (например, ориентир на амбициозные задачи) и личные способности (например, обучаемость).
Одним из ключевых аспектов при разработке модели профессиональных компетенций является глубина индикаторов. Это зависит от целей МПК, для которых она создается, и размера описываемого функционального направления. Допустим, нам нужно описать функцию, которая включает в себя различные специфические задачи. Вопрос в том, следует ли описывать эти задачи как отдельные компетенции или включать их в индикаторы одной большой компетенции?
Прежде всего, нужно определиться с установками:
- Какие цели мы собираемся достигать с помощью разрабатываемой МПК (выделить лучших из средних, развить базовые или уникальные знания и навыки, оценить уникальные компетенции специалистов).
- Сколько других задач решает функциональное направление (каков объем функции) и насколько уникальной и важной является описываемая задача для всего направления.
Подход к разработке модели компетенций
- От частного к общему:
Описание индикаторов и проявлений компетенций → Объединение описаний в группы → Формулирование компетенций - От общего к частному:
Подготовка набора компетенций → Описание поведенческих индикаторов → Распределение индикаторов по уровням
В среднем, процесс создания модели и последующей проверки ее жизнеспособности занимает около полугода.
Порядок действий при разработке МПК
- Соберите информацию
- Опишите рабочие задачи
- Опишите индикаторы
- Сгруппируйте индикаторы
- Опишите компетенцию
Источники информации при разработке МПК
- профстандарт
- нормативные регламенты
- особенности должности
- профиль должности
Рекомендации разработчикам модели компетенций
Модель компетенций должна отражать стандарты, которые обеспечивают достижение лучшего результата.
При составлении модели компетенций ориентируйтесь на:
- ожидаемый результат
- способы достижения сотрудником поставленной цели
- необходимые качества для достижения положительных результатов
Компетенции, указанные в модели, можно ранжировать по приоритетам, например: основные и второстепенные, важные и желательные.
Каждая из компетенций должна быть:
- формализованной
- измеримой
- понятной (единообразно трактуемой)
- структурированной
- актуальной
- гибкой (учитывающей все возможные изменения)
- специфичной и содержать непересекающиеся индикаторы поведения
Индикаторы должны быть описаны простыми словами, быть понятными и легко измеримыми.
Алгоритм составления матрицы компетенций
Шаг 1. Определите значимые компетенции
- перечислите все компетенции, которые важны для компании
- составьте модель корпоративных, управленческих и профессиональных (функциональных) компетенций
Шаг 2. Опишите каждую компетенцию
- определите подход к разработке модели компетенций
- выберите методы сбора информации для разработки модели компетенций
- подумайте, как должен вести себя человек, который соответствует требованиям
- составьте список индикаторов поведения
Шаг 3. Разработайте шкалу оценки компетенций
- определите уровни развития компетенций
- выберите универсальную шкалу оценки компетенций
Шаг 4. Заполните матрицу компетенций
- сведите компетенции в единую таблицу
- опишите компетенции в строках, а в столбцах — должности (или наоборот)
- укажите необходимый уровень владения компетенцией для каждой должности в пересекающихся ячейках
Компетенция/Индикатор | Специалист категории 3 | Специалист категории 2 | Специалист категории 1 | Ведущий специалист |
---|---|---|---|---|
Категория Управленческие | ||||
Компетенция Планирование и организация работы | ||||
Индикатор 1 Принимает своевременные решения в сжатые сроки, в том числе при неполной информации | 1 | 2 | 3 | 3 |
Индикатор 2 Объединяет и разделяет задачи для оптимизации процессов | 1 | 2 | 3 | 3 |
Индикатор 3 Выставляет приоритеты, сосредотачивает усилия на более важных задачах | 1 | 2 | 3 | 3 |
Методы сбора информации
- наблюдение за деятельностью работников
- проведение опросов, интервью, бесед с сотрудниками и руководителями
- формирование форсайт-групп
- проведение стратегических сессий
- приглашение внешнего экспертов
Недействующие модели часто возникают из-за ошибок в разработке. Например, для сбора информации в компании иногда привлекаются неподходящие люди, или не учитываются специфические особенности. Такое случается, когда информация собирается только от сотрудников центрального офиса.
Другая распространенная причина — слишком большое увлечение желаемым, в ущерб реальности. Если модель описывает идеальное поведение, которое в компании редко встречается, то она останется неприменимой. Это часто происходит с «кабинетными» моделями, созданными без учета реальной ситуации. При этом есть большой риск упустить из виду то, что на самом деле влияет на эффективность.
Ещё одна проблема — «имплантация» чужой модели из другой компании. При этом неработающая модель — это еще не самый плохой исход. Хуже, если модель будет работать неправильно.
Оценка компетенций проводится на основе разработанной модели компетенций. Она содержит ключевые компетенции сотрудника, обычно из четырех категорий: корпоративные, управленческие, профессиональные (функциональные, технические) и личностные.
Оценка и описание компетенций проводятся с использованием индикаторов поведения. Поведенческие индикаторы описывают проявление компетенции в поведении сотрудника. Они как бы отвечают на вопросы «что делает, как делает и чего не делает».
Оценка корпоративных, управленческих и личностных компетенций
Для оценки компетенций часто используют четырёхуровневую модель.
Уровень | Общее описание уровня |
3 уровень мастерства (превосходит ожидания) | Демонстрирует глубокие знания, а также большой опыт применения знаний и умений на практике. Успешно использует компетенцию для решения стандартных и новых рабочих задач. Достигает успеха в большинстве ситуаций высокой сложности, разрешает кризисы. Является транслятором собственного опыта (обучение) |
2 уровень опыта (соответствует ожиданиям) | Знает большинство инструментов и методов, применяет их стабильно и систематически. Успешно использует компетенцию для решения стандартных и новых рабочих задач. При решении новых задач добивается лишь частичного успеха |
1 | Знает и применяет некоторые инструменты и методы или делает это нерегулярно. Использует компетенцию для решения только стандартных, простых рабочих задач |
0 компетенция не сформирована | Преобладает поведение, противоположное целевому |
Каждая компетенция оценивается по шкале, которая выражается в цифровых значениях от 0 до 3.
Различные компании и специалисты внутри одной компании могут под одинаковыми названиями компетенций понимать разные индикаторы.
Поуровневая модель оценки
Индикаторы описывают как позитивное, так и негативное проявление, распредленное по уровням проявления.
Компетенция включает в себя не менее 4 индикаторов. Например, для компетенции: «Эффективная коммуникация» индикаторами могут быть:
- Говорит и выслушивает
- Передает информацию структурировано, логически выстраивает аргументы
- Выясняет позицию сотрудника, проявляет понимание
- Использует дополнительные средства, помогающие обеспечить понимание
Каждому уровню развития компетенции соответствует уникальный вариант индикатора.
Уровень | Индикатор |
---|---|
3 уровень |
|
2 уровень |
|
1 уровень |
|
0 уровень |
|
Описание одного индикатора на разных уровнях должно показывать прогресс в развитии компетенции (например, при переходе от тактического на стратегический уровень развития).
Расчёт
Каждому уровню компетенции присваивается определенное количество баллов. Если уровни задаются числовыми значениями, то уровню 1 соответствует 1 балл и так далее.
При расчете балла уровня за 100% берутся проявления всех индикаторов, описанных на выбранном уровне, при условии, что не проявлен ни один индикатор на более низком уровне. Однако, индикаторы могут проявляться на разных уровнях, поэтому возможны дробные баллы.
Уровень | Описание | Вес |
---|---|---|
3 уровень мастерства | Проявлены все индикаторы уровня 3 и ни один индикатор уровня 2 | 3 |
Промежуточный уровень | Проявлены 75% индикаторов уровня 3 | 2,75 |
Промежуточный уровень | Проявлены 50% индикаторов уровня 3 | 2,5 |
Промежуточный уровень | Проявлены 25% индикаторов уровня 3 | 2,25 |
2 уровень опыта | Проявлены все индикаторы уровня 2 и ни один индикатор уровня 1 | 2 |
1 уровень развития | Проявлены все индикаторы уровня 1 и ни один индикатор уровня 0 | 1 |
0 компетенция не сформирована | Проявлены все индикаторы уровня 0 и не проявлен ни один индикатор более высокого уровня | 0 |
Индикативная модель оценки
Индикаторы описывают только требуемое поведение, оценка рассчитывается исходя из числа проявленных индикаторов в компетенции.
Обычно компетенция включает 6-8 индикаторов, каждый из которых оценивается по шкале проявления.
Для охвата всех уровней развития компетенции, поведенческие индикаторы должны включать передачу знаний и генерацию новых идей.
Расчёт
Каждая степень проявления индикатора имеет вес:
- Всегда проявляет — 3
- Часто проявляет, но далеко не всегда — 2
- Часто не проявляет — 1
- Совсем не проявляет — 0
Расчет балла уровня определяется по среднему арифметическому, значение которого вычисляется по формуле: сумма степеней проявления всех индикаторов делится на их общее число.
Форма для оценки компетенции «Ориентация на саморазвитие»:
Индикаторы | Всегда проявляет | Часто проявляет, но не всегда | Часто не проявляет | Совсем не проявляет |
---|---|---|---|---|
Разрабатывает индивидуальные планы развития (ИПР) с учетом долгосрочных целей и текущих потребностей | ||||
Активно осваивает новые области знаний, включая те, которые не связаны с текущей деятельностью, но могут принести дополнительную ценность | ||||
Выполняет поиск обратной связи для постоянного улучшения | ||||
Участвует в образовательных мероприятиях, курсах, тренингах и вебинарах для обновления знаний и навыков | ||||
Передаёт свои знания и умения команде, предоставляет возможности для их развития и поддерживает коллег в обучении | ||||
Создаёт образовательные стратегии для саморазвития, включающие новые идеи и решения |
(3 + 3 + 1 + 3 + 2 + 0) / 6 = 2
Уровень развития компетенции составляет 2
Оценка профессиональных компетенций
Если для описания и оценки корпоративных, управленческих и личностных компетенций используются поуровневая модель или индикативная, то для профессиональных компетенций этого недостаточно.
Если все компетенции отвечают на вопрос: Как должны действовать сотрудники компании, чтобы достичь высокого результата в работе? То профессиональные компетенции отвечают на вопрос: Что сотрудник должен делать, чтобы успешно выполнять свои функциональные обязанности?
Профессиональные компетенции определяют специальные знания, умения и навыки для сотрудников.
В педагогической психологии используют терминологию:
- Знания — результат процесса познания действительности
- Умения — освоенный способ выполнения действия
- Навык — действие, доведённое до автоматизма
Для упрощения моделей оценки, HR-эксперты рекомендуют использовать только два термина: знания и навыки, что означает теорию и практику.
Таким образом, профессиональные компетенции содержит описание на трех уровнях:
- Знания
Этот уровень отображает теоретические знания специалиста
Методы оценки: тесты, анкеты, интервью - Навыки
На этом уровне оценивается практическое применение знаний
Методы оценки: кейсы, ролевые игры, карта навыков - Поведение
Оценивается конкретное поведение на основе способности применять знания и навыки на практике
Метод оценки: метод 360°
Для оценки профессиональных компетенций обычно используют пятиуровневую модель.
4 уровень экспертизы | Экспертное владение знаниями Успешно решает задачи любого уровня сложности, в том числе новые; руководит процессом, несёт ответственность за результат |
3 уровень опыта | Осознанное применение знаний Самостоятельно решает все текущие рабочие задачи, в нестандартных и сложных ситуациях требуется поддержка наставника |
2 | Опыт применения знаний Выполняет действия по образцу в стандартных рабочих ситуациях |
1 уровень ограниченного развития | Обширные теоретические знания Фрагментарный и ограниченный опыт применения, выполняет действия при помощи наставника |
0 уровень общего понимания | Общее представление в этой специализированной области, есть знание понятийного аппарата Не способен решать стандартные рабочие задачи |
Профессиональные компетенции должны описываться с учетом специфики деятельности и коммуникации, которые характерны для данной работы или профессии. То есть, они должны быть описаны в контексте их применения на практике.
Каждую компетенцию нужно связывать с конкретными рабочими задачами. Индикаторы, с помощью которых оценивается профессиональная компетенция, должны быть связаны с этими задачами.
Поуровневая модель оценки
Компетенция | Поиск и обработка информации |
Рабочая задача | Проводит информационную исследовательскую работу в рамках выделенного круга проблем |
Уровни | Индикаторы |
4 уровень экспертизы |
|
3 уровень опыта |
|
2 уровень развития |
|
1 уровень ограниченного развития |
|
0 уровень общего понимания |
|
Индикативная модель оценки
Процесс | Задачи | Требования к знаниям, умениям и навыкам |
---|---|---|
Поиск и обработка информации | Проводит информационную исследовательскую работу в рамках выделенного круга проблем Оценивает источники и способы получения информации, определяет оптимальные |
|
Add Comment