You are viewing an old version of this page. View the current version.

Compare with Current View Page History

« Previous Version 31 Next »

чтение: 2 мин


 


Основные понятия

Целеполагание (goal-setting) для отдела компании — это процесс определения конкретных и измеримых целей (SMART), которые помогают достичь стратегических целей всей компании. Этот процесс начинается с определения долгосрочных и краткосрочных целей, которые помогают управлять фокусом отдела. Цели могут быть связаны с различными аспектами работы, включая производительность, проекты, развитие персонала и т.д. Так, целеполагание помогает направлять усилия отдела на ключевые приоритеты, повышает эффективность работы и обеспечивает лучшее выравнивание с общими целями компании.

Цели служат основой для принятия решений на всех уровнях — от руководства до сотрудников любого уровня. Они также помогают командам измерять свой прогресс и понимать, как их повседневная работа влияет на достижение общих целей компании.

Кроме того, целеполагание, — это также процесс принятия конкретных шагов, которые приведут к желаемому результату. Иными словами, это не просто умение обозначить некую большую и главную цель, но и способность представить путь к ней в виде маленьких шагов-достижений, выполнение которых будет постепенно к ней приближать.



Алгоритм составления целей


exclamation mark Уточни стратегические цели компании 
Важно понять цели и приоритеты компании на высоком уровне. Это может включать увеличение доли выручки, расширение рынка, улучшение клиентского опыта и т.д.

exclamation mark Проанализируй текущее состояние отдела/направления
Оцени текущие возможности и ограничения отдела, выяви области, требующие улучшения или развития.

exclamation mark Установи цели
Сформулируй конкретные, измеримые, достижимые, релевантные и ограниченные по времени цели для отдела. Выделите цели долгосрочные (сложные, многоэтапные) и краткосрочные (простые, с быстрым результатом). 

exclamation mark Определи ключевые результаты
Сформулируй ключевые результаты, которые будут служить показателями достижения цели.


exclamation mark Детализируй цели 
Разбей цели на более мелкие шаги, которые приведут к цели.

exclamation mark Распредели ответственность
Назначь ответственных лиц или команды, которые будут отвечать за достижение каждой цели и ее KPI.

exclamation mark Установи временные рамки 
Определи сроки выполнения каждой цели и ее KPI. Это поможет обеспечить дисциплину выполнения и своевременное достижение результатов.

exclamation mark Проводи мониторинг и оценку 
Отслеживай прогресс по достижению целей и их результатов, корректируй цели при необходимости и отчитывайся перед заинтересованными сторонами о результатах.

Метод SMART 

Метод SMART используют в менеджменте и проектном управлении. Джордж Т. Доран описал этот метод в 1981 году в статье под названием «S.M.A.R.T. — способ описания управленческих целей и задач».

Это аббревиатура от пяти слов, которые обозначают критерии для поставленной цели, задачи или гипотезы:

  • Specific = Конкретная
  • Measurable = Измеримая
  • Achievable = Достижимая
  • Relevant = Значимая
  • Time-bound = Ограниченная по времени


Зачем нужен SMART

Мы формулируем цели, задачи и гипотезы согласно SMART-критериям, чтобы избежать потенциальных ловушек:

  • Поставлена цель, задача или гипотеза, но выполнить ее не удалось.
  • Выполнили, но без результата.
  • Есть результат, но он не ведет к достижению цели.
  • Результат ведет к достижению цели, но процесс медленный.


Проверка по SMART

Чтобы проверить поставленную цель, задачу или гипотезу, следуй алгоритму:

S: Формулировка должна быть конкретной. Определи, что именно ты хочешь достичь.

M: Результат должен быть измеримым. Укажи, что и как будешь измерять.

A: Результат должен быть достижимым. Опиши, каким образом и с помощью чего ты планируешь достичь ожидаемого результата.

R: Цель, задача или гипотеза должна быть значима и способствовать достижению основной цели проекта. Задай себе вопрос: почему это важно?

T: У каждой цели, задачи или гипотезы должен быть установлен временной интервал. Укажи конкретные сроки.


Примеры личных целей

ПлохоХорошо
Я хочу сэкономить деньги Я сэкономлю 30 000 ₽ в течение следующих 8 недель. Для этого я буду обедать дома вместо кафе и использовать общественный транспорт вместо такси.
Я хочу получить повышениеВ ближайшие 4 недели я буду работать над новым проектом. Это будет новый опыт для меня, поэтому я прокачаю свои навыки и получу дополнительные знания, чтобы успешно выполнить задачи в рамках этого проекта.



Метод GROW

В 1980-х годах бизнес-тренеры Грэм Александер, Алан Файн и сэр Джон Уитмор разработали модель целеполагания под названием GROW. Эта модель стала очень влиятельной и эффективной системой коучинга (Nguyen, 2018).

В основе модели лежат четыре ступени постановки вопросов для решения задач. 

G — Цели: Чего ты хочешь? 
Постановка четких целей, которые согласуются с основными ценностями, важна для повышения вовлеченности в действия, которые сделают эти цели реальностью.

R — Реальность: Что происходит сейчас?
Осознание текущего состояния по отношению к твоим целям, включая то, что работает хорошо, а также возможные препятствия (например, страхи, слабости), является ключевым для осуществления позитивных изменений в соответствии с целями.

О — Варианты: Что ты можешь сделать? 
Признание возможных путей действий, своих сильных сторон, а также имеющихся ресурсов (например, поддержки) поможет тебе использовать варианты, чтобы вернуться на путь истинный, когда ты столкнешься с препятствиями.

W — Will: Что ты будешь делать? 
Мотивация, приверженность и ответственность за позитивные изменения в настоящее время имеют решающее значение для начала пути к достижению целей. 


С момента разработки модели в нее было внесено множество изменений, например, добавлены компоненты «Тактика» и «Привычки» (GROWTH). Однако суть модели остается неизменной и используется в различных контекстах: в деловой среде  или личной жизни, внутри команды или индивидуально.



Метод «Дерево целей»

Дерево целей — это метод упорядочивания целей (от общего к частному), в результате которого формируется пошаговый план действий.

Чтобы создать дерево, выберите главную цель, на следующем уровне определите максимум пять промежуточных целей, которые приведут к результату. Разделите каждую подцель на более мелкие, и продолжайте делить, пока не получите конкретные, простые действия на нижнем уровне.

Такое детальное описание каждой цели облегчает понимание, как к ней прийти.

Начни с ответов на вопросы:

  • Какой первый небольшой шаг к цели я могу сделать прямо сейчас?
  • Какое небольшое действие я могу выполнять ежедневно, чтобы приблизиться к цели?




  • No labels