В этой статье представлены материалы для самостоятельной подготовки к публичному выступлению. Независимо от того, новичок вы или желаете улучшить уже имеющиеся навыки, предложенные методики, упражнения и советы будут полезны.
Цель: проанализировать себя как спикера на этот момент, и исходя из результатов анализа оценить свои возможности, а также наметить цели и задачи по развитию
Аббревиатура SWOT:
- Strengths (сильные стороны)
- Weaknesses (слабые стороны)
- Opportunities (возможности)
- Threats (угрозы)
Сильные (S) и слабые (W) стороны — факторы внутренней среды объекта анализа, то есть то, на что сам объект способен повлиять. Возможности (O) и угрозы (T) — факторы внешней среды, то есть то, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом.
Внутренняя среда | Положительное влияние | Отрицательное влияние |
STRENGTHS (сильные стороны) Что получается у вас хорошо, в чём ваши сильные стороны, какие плюсы вы можете выделить. Может быть, это характеристика голоса, скорости речи, чувство юмора или умение расположить к себе собеседника. Не стесняйтесь обращать внимание на качества и навыки, которые кажутся вам незначительными или недостаточными, уместно абсолютно всё. | WEAKNESSES (слабые стороны) Всё то, что удаётся вам в меньшей степени, то, над чем хотелось бы поработать, то, в чём чувствуете себя неуверенно, сомневаетесь, где чувствуете сопротивление, то, что пугает. | |
| OPPORTUNITIES (возможности) Что вы хотите проработать или поменять? Как это изменит вашу жизнь? Какие новые возможности вы откроете для себя, если будете использовать весь свой потенциал? Какой результат вам может дать работа над навыками публичных выступлений или проработка тех или иных собственных качеств и умений? | THREATS (угрозы) Попробуйте проанализировать риски. Что может пойти не так в ходе вашего выступления, что может случиться? На что из этого вы можете и не можете повлиять? Укажите, что будет, если вы не станете развивать свои навыки в контексте взаимодействия с публикой? И не станете использовать свои сильные стороны? Каких возможностей вы будете лишены в этом случае? |
Скопируйте шаблон и заполните таблицу:
STRENGTHS (сильные стороны) | WEAKNESSES (слабые стороны) |
|
|
OPPORTUNITIES (возможности) | THREATS (угрозы) |
|
|
По результатам анализа составьте свой план развития
- Сформулируйте одну главную цель, которую вы хотите достичь за ближайшие три месяца
- Определите цель-ориентир, достижение которой вдохновляет больше всего
- Определите цель-ориентир, достижение которой вдохновляет больше всего
- Выберите фокусы развития (скиллы)
- Посмотрите на результаты анализа и выберите фокусы развития
- Вы может выбрать из сильных или слабых сторон, важно, чтобы их развитие помогало достичь главную цель и вдохновляло
- Вы также можете включить дополнительные фокусы развития, которых нет в анализе
- Проверьте себя по чек-листу:
- Развитие этих скиллов поможет достижению главной цели
- Развитие этих скиллов усилит другие скиллы
- Мне интересно развиваться в этом направлении
- Скопируйте шаблон и заполните план развития
- Заполните каждого скилла цель и задачи, которые нужно выполнить для развития.
- Опишите критерии выполнения каждой задачи и поставьте дедлайны, чтобы спланировать время.
- Перенесите задачи по развитию в свое рабочее пространство, где вы планируете дела. Так будет проще к ним возвращаться и успеть всё сделать.
- Замечайте, что ещё вы делаете для прокачки целевых скиллов, дописывайте эти действия в план.
Мой план развития
Цель на три месяца | Научиться взаимодействовать с аудиторией, завоевывать её интерес и удерживать внимание | ||
Фокус развития (скиллы) |
| ||
Цель развития скилла Укажите максимум три цели на один скилл | Задачи и действия
| Срок | Готовность Опишите критерии, по которым вы проверите результат выполнения задачи |
Коммуникации |
Моя поддержка
Этот раздел поможет вам не сбиться с пути к достижению целей. Ответьте на вопросы и обратитесь сюда, если что-то пойдет не так или просто захочется вдохновения.
Рефлексируйте и дополняйте списки поддержки, справляйтесь с трудностями, празднуйте победы!
Что или кто меня поддерживает? Что мне помогает двигаться к результату? | С какими сложностями я сталкиваюсь или могу столкнуться. Как я буду их преодолевать? | Как я могу отпраздновать выполнение задач по развитию и достижению целей? |
Всё обязательно получится!
Цель: улучшить психическое и физиологическое состояние при публичных выступлениях
Записывайте всё, чего вы боитесь в контексте публичного выступления, что вызывает страх и стресс (какие детали, выражения лиц и поведение слушателей, неудобные вопросы, ваши мысли, страх критики).
Затем для каждого пункта напишите два сценария:
- Что я буду делать, чтобы этого не произошло?
- Что я могу сделать, если это произойдёт?
Например, какие могут быть пункты:
- мне зададут вопрос, на который я не знаю ответа
- меня будут перебивать
- я запутаюсь и не скажу важное
- зависнет презентация
- я не понравлюсь своей аудитории
Выпишите то, что актуально лично для вас. И затем по каждому пункту — два варианта развития событий.
Для каждого своего переживания вы сможете найти конкретный вариант действий и сценарий развития событий. То, что раньше казалось вам страшным и неизвестным, перестанет вызывать у вас страх, когда вы начнёте вникать в детали и понимать механизмы, которые лежат в его основе.
Так, вы осознаете риски, что самое страшное может случиться, и найдёте необходимые инструменты и ресурсы, чтобы справиться с трудностями, которые могут возникнуть.
Цель: улучшить психическое и физиологическое состояние при публичных выступлениях
Учимся определять и называть свои чувства:
- После любого действия или события спросите себя: «Как мне было то, что я сейчас делал(а)? Как мне то, что сейчас происходит? Что я чувствую в ответ на это?». В таблице чувств и состояний подберите то, что лучше всего отражает ваше состояние.
- Затем вспомните свои ощущения, то что происходило с телом. Например, покраснение шеи и лица или, наоборот, бледность, дрожащий голос, пересохшее горло.
Исследования психологов показали, что осознание и описание своих чувств помогают нам понять эмоциональное состояние и выявить причины конкретных реакций. В этом случае мы лучше управляем своими эмоциями. Когда мы точно знаем, что чувствуем, мы можем понять, как наши эмоции влияют на нас. Тогда мы лучше справляемся со стрессом и конфликтами. Это также способствует более эффективному общению с другими людьми. Когда мы можем точно выразить свои чувства, это помогает им лучше понять нас. Такое общение способствует глубоким и эмоциональным связям, а также здоровым отношениям.
Цель: рассказать о себе новому собеседнику или аудитории (познакомится, вызвать доверие, рассказать «кто я и почему мне можно доверять»)
Прежде всего определите:
- Аудиторию (Кто эти люди? Чем занимаются?)
- Цель (Чего я хочу добиться?)
- Критерии (Какой идеальный результат?)
Ответьте на основные вопросы:
1. Кто я? Как зовут?
2. В какой сфере я эксперт? (профессия)
3. С кем я работаю? Кому я помогаю? (целевая аудитория)
4. С какими задачами я работаю? С чем ко мне обращаются?
5. Что именно я делаю, чтобы решить эти задачи?
6. Кто ко мне обращается и в каких ситуациях?
7. Почему обращаются именно ко мне? (уникальность/особенность/специфика)
7. Какой результат моей работы? (а также результат результата: что меняется в жизни людей? какие возможности открываются?)
Ответы на эти вопросы представляют собой базу, которую можно всегда изменять, дополнять или сокращать. В зависимости от контекста, аудитории или ситуации, вы будете адаптировать свою самопрезентацию, меняя как факты, которые вы включаете, так и форму, в которую вы эти факты оформляете. Это нормально, поскольку то, что подходит одной аудитории или ситуации, может быть не подходящим для другой. Поэтому старайтесь быть гибкими в этом отношении и создать несколько разных версий своей самопрезентации.
Упражнения
Обучающие материалы ПИК на открытой платформе Ispring Space
Статьи на платформе Skillbox Media
Если тебе понравилась эта статья, поставь лайк. Так, мы выделяем полезную информацию и обмениваемся актуальными знаниями!