Основные понятия
Компетенция — это интегральный, измеримый показатель, который позволяет оценить способность (потенциал) человека эффективно действовать в заданной ситуации. Это означает справляться с рядом задач в своей деятельности, благодаря реализации своих способностей и актуализации знаний, умений, навыков с опорой на ценности и установки личности.
Модель компетенций содержит ключевые компетенции, которые необходимы сотрудникам для успешного достижения стратегических целей компании. Это единая система критериев, которая учитывает корпоративные установки, особенности рабочего процесса, кадровую политику и личные потребности сотрудника.
Классификация компетенций
Корпоративные — это компетенции, которые приняты в компании и основаны на её ценностях. Эти компетенции показывают соответствие корпоративной культуре компании и одинаковы для любой должности.
Например:
- Эффективная работа в команде
- Способность к индивидуальной работе
- Ориентация на результат
- Креативность и способность находить нестандартные решения
- Уважение к личности
- Коммуникативность
- Развитие других или наставничество
- Клиентоориентированность
Управленческие — это компетенции, наличие которых необходимо руководителям для успешного решения бизнес-задач.
Например:
- Планирование свой работы и работы своих подчиненных
- Организация и контроль рабочего процесса
- Мотивация, вдохновение на достижение поставленных результатов
- Принятие решений
- Достижение целей
- Генерация новых идей
- Высокая степень реакции на изменения ситуации
- Эффективное решение проблем
Профессиональные — это компетенции, которые могут применяться в отношении определенной группы должностей.
Например (для сотрудников отдела продаж):
- Знание законов розничного бизнеса (сегмента рынка)
- Навыки продаж
- Знание продукта
Корпоративные компетенции отвечают на вопрос: Как должны действовать сотрудники компании, чтобы достичь высокого результата в работе?
Управленческие компетенции отвечают на вопрос: Как правильно руководить сотрудниками, чтобы совместно достигать поставленных перед компанией целей?
Профессиональные компетенции отвечают на вопрос: Что сотрудник должен знать и уметь, чтобы успешно выполнять свои функциональные обязанности?
Личностные — это личностные аспекты, которые могут включать в себя достижения, результаты и отношение к ним.
Например:
- Высокая самоорганизация
- Адаптивность
- Умение доводить начатое дело до конца
- Работа с большим массивом информации
- Аналитические способности
- Быстрое обучение и освоение новой информации
- Инициативность
- Активность
- Дисциплинированность
- Способность работать в режиме цейтнота
Что входит в модель компетенций
Модель компетенций включает следующие элементы:
- Кластеры компетенций
- Конкретные компетенции
- Уровни компетенции
- Индикаторы поведения
Разработка модели компетенций
При составлении модели компетенций ориентируйтесь на:
- Ожидаемый результат
- Способы достижения сотрудником поставленной цели
- Необходимые качества для достижения положительных результатов
Компетенции, указанные в модели, можно ранжировать по приоритетам, например: основные и второстепенные, важные и желательные.
Каждая из указанных компетенций должна быть:
- формализованной
- измеримой
- понятной (единообразно трактуемой)
- структурированной
- актуальной
- гибкой (учитывающей все возможные изменения)
- и содержать непересекающиеся индикаторы поведения (стандарты поведения, наблюдаемые в действиях сотрудника)
Модель компетенций устанавливает стандарты для сотрудников, они связаны с уровнем знаний, умений и навыков сотрудников, а также с их личностными качествами.
Приращение (развитие) компетенции