You are viewing an old version of this page. View the current version.

Compare with Current View Page History

« Previous Version 18 Next »

Основные понятия

Компетенция — это интегральный, измеримый показатель, который позволяет оценить способность (потенциал) человека эффективно действовать в заданной ситуации. Это означает справляться с рядом задач в своей деятельности, благодаря реализации своих способностей и актуализации знаний, умений, навыков с опорой на ценности и установки личности.

Модель компетенций содержит ключевые компетенции, которые необходимы сотрудникам для успешного достижения стратегических целей компании. Это единая система критериев, которая учитывает корпоративные установки, особенности рабочего процесса, кадровую политику и личные потребности сотрудника.

Классификация компетенций

Корпоративные — это компетенции, которые приняты в компании и основаны на её ценностях. Эти компетенции показывают соответствие корпоративной культуре компании и одинаковы для любой должности.

Например:

  • Эффективная работа в команде
  • Способность к индивидуальной работе
  • Ориентация на результат
  • Креативность и способность находить нестандартные решения
  • Уважение к личности
  • Коммуникативность
  • Развитие других или наставничество
  • Клиентоориентированность

Управленческие — это компетенции, наличие которых необходимо руководителям для успешного решения бизнес-задач.

Например:

  • Планирование свой работы и работы своих подчиненных
  • Организация и контроль рабочего процесса
  • Мотивация, вдохновение на достижение поставленных результатов
  • Принятие решений
  • Достижение целей
  • Генерация новых идей
  • Высокая степень реакции на изменения ситуации
  • Эффективное решение проблем


Профессиональные
— это компетенции, которые могут применяться в отношении определенной группы должностей.

Например (для сотрудников отдела продаж):

  • Знание законов розничного бизнеса (сегмента рынка)
  • Навыки продаж
  • Знание продукта

Корпоративные компетенции отвечают на вопрос: Как должны действовать сотрудники компании, чтобы достичь высокого результата в работе?

Управленческие компетенции отвечают на вопрос: Как правильно руководить сотрудниками, чтобы совместно достигать поставленных перед компанией целей?

Профессиональные компетенции отвечают на вопрос: Что сотрудник должен знать и уметь, чтобы успешно выполнять свои функциональные обязанности?


Личностные — это личностные аспекты, которые могут включать в себя достижения, результаты и отношение к ним.

Например:

  • Высокая самоорганизация
  • Адаптивность
  • Умение доводить начатое дело до конца
  • Работа с большим массивом информации
  • Аналитические способности
  • Быстрое обучение и освоение новой информации
  • Инициативность
  • Активность
  • Дисциплинированность
  • Способность работать в режиме цейтнота

Что входит в модель компетенций

Модель компетенций включает следующие элементы:

  1. Кластеры компетенций
  2. Конкретные компетенции
  3. Уровни компетенции
  4. Индикаторы поведения

Разработка модели компетенций

При составлении модели компетенций ориентируйтесь на:

  • Ожидаемый результат
  • Способы достижения сотрудником поставленной цели
  • Необходимые качества для достижения положительных результатов

Компетенции, указанные в модели, можно ранжировать по приоритетам, например: основные и второстепенные, важные и желательные.

Каждая из указанных компетенций должна быть:

  • формализованной
  • измеримой
  • понятной (единообразно трактуемой)
  • структурированной
  • актуальной
  • гибкой (учитывающей все возможные изменения)
  • и содержать непересекающиеся индикаторы поведения (стандарты поведения, наблюдаемые в действиях сотрудника)


Модель компетенций устанавливает стандарты для сотрудников, они связаны с уровнем знаний, умений и навыков сотрудников, а также с их личностными качествами.

Приращение (развитие) компетенции




  • No labels