Дисклеймер: Каждая компания имеет свои собственные подходы и уникальные представления о компетенциях и системе развития. Это может зависеть от многих факторов, включая корпоративную культуру, стратегические цели и конкретные потребности бизнеса. В статьях на тему «Система оценки сотрудников компании» описаны некоторые из методик, которые могут помочь оптимизировать процессы оценки и развития сотрудников.
Основные понятия
Компетенция — это интегральный, измеримый показатель, который позволяет оценить способность (потенциал) человека эффективно действовать в заданной ситуации. Это означает справляться с рядом задач в своей деятельности, благодаря реализации своих способностей и актуализации знаний, умений, навыков с опорой на ценности и установки личности.
Компетенция включает в себя составляющие, или индикаторы. Это стандарты поведения, которые проявляются в действиях человека, обладающего компетенцией.
Поведенческие индикаторы описывают проявление компетенции в поведении сотрудника. Они как бы отвечают на вопросы «что делает, как делает и чего не делает».
Оценка компетенций проводится на основе разработанной модели компетенций. Она содержит ключевые компетенции сотрудника, обычно из четырех категорий: корпоративные, управленческие, профессиональные (функциональные, технические) и личностные.
Оценка корпоративных, управленческих и личностных компетенций
Для оценки компетенций часто используют четырёхуровневую модель.
Уровень | Общее описание уровня |
---|---|
3 уровень мастерства (превосходит ожидания) | Демонстрирует глубокие знания, а также большой опыт применения знаний и умений на практике. Успешно использует компетенцию для решения стандартных и новых рабочих задач. Достигает успеха в большинстве ситуаций высокой сложности, разрешает кризисы. Является транслятором собственного опыта (обучение) |
2 уровень опыта (соответствует ожиданиям) | Знает большинство инструментов и методов, применяет их стабильно и систематически. Успешно использует компетенцию для решения стандартных и новых рабочих задач. При решении новых задач добивается лишь частичного успеха |
1 | Знает и применяет некоторые инструменты и методы или делает это нерегулярно. Использует компетенцию для решения только стандартных, простых рабочих задач |
0 компетенция не сформирована | Преобладает поведение, противоположное целевому |
Каждая компетенция оценивается по шкале, которая выражается в цифровых значениях от 0 до 3.
Различные компании и специалисты внутри одной компании могут под одинаковыми названиями компетенций понимать разные индикаторы.
Поуровневая модель оценки
Индикаторы описывают как позитивное, так и негативное проявление, распредленное по уровням проявления.
Компетенция включает в себя не менее 4 индикаторов. Например, для компетенции: «Эффективная коммуникация» индикаторами могут быть:
- Говорит и выслушивает
- Передает информацию структурировано, логически выстраивает аргументы
- Выясняет позицию сотрудника, проявляет понимание
- Использует дополнительные средства, помогающие обеспечить понимание
Каждому уровню развития компетенции соответствует уникальный вариант индикатора.
Уровень | Индикатор «Выясняет позицию сотрудника, проявляет понимание» |
---|---|
3 уровень |
|
2 уровень |
|
1 уровень |
|
0 уровень |
|
Описание одного индикатора на разных уровнях должно показывать прогресс в развитии компетенции (например, при переходе от тактического на стратегический уровень развития).
Расчёт
Каждому уровню компетенции присваивается определенное количество баллов. Если уровни задаются числовыми значениями, то уровню 1 соответствует 1 балл и так далее.
При расчете балла уровня за 100% берутся проявления всех индикаторов, описанных на выбранном уровне, при условии, что не проявлен ни один индикатор на более низком уровне. Однако, индикаторы могут проявляться на разных уровнях, поэтому возможны дробные баллы.
Уровень | Схема расчёта балла | Оценка |
---|---|---|
3 уровень мастерства | Проявлены все индикаторы уровня 3 и ни один индикатор уровня 2 | 3 |
Промежуточный уровень | Проявлены 75% индикаторов уровня 3 | 2,75 |
Промежуточный уровень | Проявлены 50% индикаторов уровня 3 | 2,5 |
Промежуточный уровень | Проявлены 25% индикаторов уровня 3 | 2,25 |
2 уровень опыта | Проявлены все индикаторы уровня 2 и ни один индикатор уровня 1 | 2 |
1 уровень развития | Проявлены все индикаторы уровня 1 и ни один индикатор уровня 0 | 1 |
0 компетенция не сформирована | Проявлены все индикаторы уровня 0 и не проявлен ни один индикатор более высокого уровня | 0 |
Индикативная модель оценки
Индикаторы описывают только требуемое поведение, оценка рассчитывается исходя из числа проявленных индикаторов в компетенции.
Обычно компетенция включает 6-8 индикаторов, каждый из которых оценивается по шкале проявления.
Для охвата всех уровней развития компетенции, поведенческие индикаторы должны включать передачу знаний и генерацию новых идей.
Расчёт
Каждая степень проявления индикатора имеет вес:
- Всегда проявляет — 3
- Часто проявляет, но далеко не всегда — 2
- Часто не проявляет — 1
- Совсем не проявляет — 0
Расчет балла уровня определяется по среднему арифметическому, значение которого вычисляется по формуле: сумма степеней проявления всех индикаторов делится на их общее число.
Форма для оценки компетенции «Ориентация на саморазвитие»:
Индикаторы | Всегда проявляет | Часто проявляет, но не всегда | Часто не проявляет | Совсем не проявляет |
---|---|---|---|---|
Разрабатывает индивидуальные планы развития (ИПР) с учетом долгосрочных целей и текущих потребностей | ||||
Активно осваивает новые области знаний, включая те, которые не связаны с текущей деятельностью, но могут принести дополнительную ценность | ||||
Выполняет поиск обратной связи для постоянного улучшения | ||||
Участвует в образовательных мероприятиях, курсах, тренингах и вебинарах для обновления знаний и навыков | ||||
Передаёт свои знания и умения команде, предоставляет возможности для их развития и поддерживает коллег в обучении | ||||
Создаёт образовательные стратегии для саморазвития, включающие новые идеи и решения |
(3 + 3 + 1 + 3 + 2 + 0) / 6 = 2
Уровень развития компетенции составляет 2
Оценка профессиональных компетенций
Если для описания и оценки корпоративных, управленческих и личностных компетенций используются поуровневая модель или индикативная, то для профессиональных компетенций этого недостаточно.
Профессиональные компетенции определяют специальные знания, умения и навыки для сотрудников.
В педагогической психологии используют терминологию:
- Знания — результат процесса познания действительности
- Умения — освоенный способ выполнения действия
- Навык — действие, доведённое до автоматизма
Для упрощения моделей оценки, HR-эксперты рекомендуют использовать только два термина: знания и навыки, что означает теорию и практику.
Таким образом, профессиональные компетенции содержит описание на трех уровнях:
- Знания
Этот уровень отображает теоретические знания специалиста
Методы оценки: тесты, анкеты, интервью - Навыки
На этом уровне оценивается практическое применение знаний
Методы оценки: кейсы, ролевые игры, карта навыков - Поведение
Оценивается конкретное поведение на основе способности применять знания и навыки на практике
Метод оценки: метод 360°
Для оценки профессиональных компетенций обычно используют пятиуровневую модель.
Уровень | Общее описание уровня |
---|---|
4 уровень экспертизы | Экспертное владение знаниями Успешно решает задачи любого уровня сложности, в том числе новые; руководит процессом, несёт ответственность за результат |
3 уровень опыта | Осознанное применение знаний Самостоятельно решает все текущие рабочие задачи, в нестандартных и сложных ситуациях требуется поддержка наставника |
2 | Опыт применения знаний Выполняет действия по образцу в стандартных рабочих ситуациях |
1 уровень ограниченного развития | Обширные теоретические знания Фрагментарный и ограниченный опыт применения, выполняет действия при помощи наставника |
0 уровень общего понимания | Общее представление в этой специализированной области, есть знание понятийного аппарата Не способен решать стандартные рабочие задачи |
Профессиональные компетенции должны описываться с учетом специфики деятельности и коммуникации, которые характерны для данной работы или профессии. То есть, они должны быть описаны в контексте их применения на практике.
Каждую компетенцию нужно связывать с конкретными рабочими задачами. Индикаторы, с помощью которых оценивается профессиональная компетенция, должны быть связаны с этими задачами.
Поуровневая модель оценки
Компетенция | Поиск и обработка информации |
Рабочая задача | Проводит информационную исследовательскую работу в рамках выделенного круга проблем |
Уровни | Индикаторы |
4 уровень экспертизы |
|
3 уровень опыта |
|
2 уровень развития |
|
1 уровень ограниченного развития |
|
0 уровень общего понимания |
|
Индикативная модель оценки
Компетенция | Рабочие задачи | Индикаторы |
---|---|---|
Поиск и обработка информации | Проводит информационную исследовательскую работу в рамках выделенного круга проблем |
|
Оценивает источники и способы получения информации, определяет оптимальные |
|