Versions Compared

Key

  • This line was added.
  • This line was removed.
  • Formatting was changed.

В этой статье представлены материалы для самостоятельной подготовки к публичному выступлению. Независимо от того, новичок вы или желаете улучшить уже имеющиеся навыки, предложенные методики, практики и просто советы будут вам полезны.




Если у тебя есть желание прокачать скиллы спикера и научиться упаковывать информацию, то мы приглашаем тебя в мастерскую Учебного центра. 

Что мы будем делать:

  • выберем тему выступления
  • по выбранной теме разберём, как правильно составлять презентацию, и вместе её оформим
  • поможем подготовить речь, проведём тренировки, разберём ошибки, дадим советы, как улучшить подачу или  организовать взаимодействие с аудиторией 

В результате ты можешь выступить перед реальной аудиторией, отработать новые навыки или развить те, которые пока ещё недостаточно развиты.

Для того, чтобы записаться на первую установочную встречу с нами — напиши Диме Орешко.

Давай поработаем вместе и сделаем твои выступления классными!  Команда Учебного центра (wink)

Наш подход к подготовке и проведению образовательных мероприятий

Table of Contents

Принципы 

Наши образовательные мероприятия:

  • имеют обучающие и развивающие функции, которые направлены на разные способы деятельности и личную самореализацию 
  • проводятся онлайн в синхронном формате и включают: выступление спикера на PM Day, вебинары, воркшопы, митапы
  • ориентированы на практическое применение для широкой аудитории
  • используют тип отношений — открытый, равный, создающий условия для диалога

Бесплатное векторное изображение Плоская онлайн-медицинская конференцияImage Removed

Распределение ролей при подготовке

Спикер составляет план, создаёт контент,  участвует в репетициях, проводит мероприятие

Методист консультирует по плану и контенту, проводит ревью материалов и выступления, составляет обратную связь

Дизайнер разрабатывает дизайн-концепт контента, выполняет дизайн презентации и сопроводительных материалов

Соведущий создаёт мероприятие, готовит и рассылает анонс, помогает спикеру провести мероприятие (вступительное слово, запуск опросов, озвучивание вопросов из чата, завершение)

Руководитель УЦ организует весь процесс подготовки и проведения  мероприятия

Основные шаги

#РезультатТаймингДействия участников1Тема и целисвободное времяСпикер определяет цели мероприятия исходя из темы и ЦА, сообщает УЦ 2Структура и тезисысвободное времяСпикер составляет структуру выступления и формулирует тезисы, обсуждает с методистом3Контентсвободное времяСпикер составляет слайды презентации и все сопроводит. материалы,  передаёт их методисту на вычитку4Редактура

не менее, чем за 1 неделю до мероприятия

Методист проверяет текст, вносит правку или комментарии (по договорённости со спикером)5Прогон

не более, чем за 1 неделю до мероприятия (для финального прогона)

Спикер репетирует выступление на видеовстрече с командой УЦ, получает комментарии и рекомендации от УЦ6Доработка контентазависит от времени на дизайнСпикер дорабатывает материалы (если требуется) и передаёт методисту на вычитку 7Дизайнза 1 неделю до мероприятияДизайнер УЦ оформляет презентацию и все необходимые материалы8Анонс

за 3-4 дня до мероприятия

Команда УЦ готовит анонс и опросник, согласует текст со спикером и далее запускает анонс (по договорённости со спикером)9Мероприятие

в день мероприятия

Соведущий проверяет настройки за 15 минут до мероприятия, совместно со спикером проводит мероприятие10Опрос и сбор ОС

сразу после мероприятия

Соведущий публикует опросник в чате, делает рассылку по почте  (по договорённости со спикером)11Рефлексиячерез 2-3 дня после мероприятияКоманда УЦ проводит встречу со спикером и разбирает удачи и ошибки мероприятия
Expand
titleСхема в виде картинки

Image Removed

Ориентиры по таймингу

Общая структура мероприятия

Выступление на PM Day — 30 мин.

Вебинар — 45 мин.

Непрерывный информационный блок — не более 15 мин.

10% — приветствие и дорожная карта  

80% — актуализация темы и основная часть  

10%  — ключевые мысли, выводы и вопросы от ЦА 

Оформление в JIRA

В проекте P22 Учебный центр, в задаче «Организация и проведение PM Day» (ссылка) руководитель УЦ должен создать подзадачу конкретного мероприятия и выбрать статус «В работе». Затем подзадача последовательно назначается разным исполнителям. На первом этапе спикер выполняет вид работы «Подготовка структуры и тезисов», оставляет комментарий и ссылку на файл назначает подзадачу методисту. Методист проверяет работу, оставляет комментарий назначает подзадачу спикеру. Спикер выполняет следующий вид работы, например, «Детальная проработка контента» и после ревью методиста назначает подзадачу дизайнеру и т.д.

В учёте времени подзадачи фиксируются ТРЗ всех специалистов.

Image Removed

Цели спикера

1 уровень — прогоны в УЦ

2 уровень — выступление на PM Day (внутри дирекции)

3 уровень — вебинары для блоков проектирования (МСК Проект и ГП-МФС) 

4 уровень — внешние презентации на отраслевых мероприятиях

Темы для PM Day

По ссылке доступны темы для выступления на PM Day,  или можно придумать свою тему.

Полезная информация

Практики и методики для спикеров
Методики

Expand
titleSWOT-анализ в контексте публичных выступлений, Какой я спикер

Цель: проанализировать себя как спикера на этот момент, и исходя из результатов анализа оценить свои возможности, а также наметить цели и задачи по развитию 

Info

Аббревиатура SWOT: 

  • Strengths (сильные стороны)
  • Weaknesses (слабые стороны)
  • Opportunities (возможности)
  • Threats (угрозы)


Сильные (S) и слабые (W) стороны — факторы внутренней среды объекта анализа, то есть то, на что сам объект способен повлиять. Возможности (O) и угрозы (T) — факторы внешней среды, то есть то, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом.




Внутренняя среда

Положительное влияние

Отрицательное влияние

STRENGTHS (сильные стороны)

Что получается у вас хорошо, в чём ваши сильные стороны, какие плюсы вы можете выделить. Может быть, это характеристика голоса, скорости речи, чувство юмора или умение расположить к себе собеседника. Не стесняйтесь обращать внимание на качества и навыки, которые кажутся вам незначительными или недостаточными, уместно абсолютно всё. 

WEAKNESSES (слабые стороны)

Всё то, что удаётся вам в меньшей степени, то, над чем хотелось бы поработать, то, в чём чувствуете себя неуверенно, сомневаетесь, где чувствуете сопротивление, то, что пугает.



Внешняя среда

OPPORTUNITIES (возможности)

Что вы хотите проработать или поменять? Как это изменит вашу жизнь? Какие новые возможности вы откроете для себя, если будете использовать весь свой потенциал? Какой результат вам может дать работа над навыками публичных выступлений или проработка тех или иных собственных качеств и умений? 

THREATS (угрозы)

Попробуйте проанализировать риски. Что может пойти не так в ходе вашего выступления, что может случиться? На что из этого вы можете и не можете повлиять? Укажите, что будет, если вы не станете развивать свои навыки в контексте взаимодействия с публикой? И не станете использовать свои сильные стороны? Каких возможностей вы будете лишены в этом случае? 


Скопируйте шаблон и заполните таблицу: 

STRENGTHS (сильные стороны)

WEAKNESSES (слабые стороны)

  • сильные стороны
  • достижения
  • экспертность
  • навыки
  • чем можно гордиться
  • что можно считать успехом
  • полезные качества и характеристики
  • где чувствуете себя неуверенно
  • что не получается 
  • что мешает
  • в чём сомневаетесь
  • что пугает

OPPORTUNITIES (возможности)

THREATS (угрозы)

  • что может вам помочь
  • где вы чувствуете потенциал, и что поможет вам максимально его реализовать 
  • какие возможности даст вам площадка выступлений PM Day
  • что может пойти не так
  • в чём сопротивление
  • какие риски
  • на что вы можете, а на что не можете повлиять
  • что больше всего вас пугает 


(lightbulb) По результатам анализа составьте свой план развития

(lightbulb)




Expand
titleПодготовка плана развития
  1. Сформулируйте одну главную цель, которую вы хотите достичь за ближайшие три месяца
    • Определите цель-ориентир, достижение которой вдохновляет больше всего

  2. Выберите фокусы развития (скиллы) 
    • Посмотрите на результаты анализа и выберите фокусы развития 
    • Вы может выбрать из сильных или слабых сторон, важно, чтобы их развитие помогало достичь главную цель и вдохновляло
    • Вы также можете включить дополнительные фокусы развития, которых нет в анализе

  3. Проверьте себя по чек-листу:
    • Развитие этих скиллов поможет достижению главной цели
    • Развитие этих скиллов усилит другие скиллы
    • Мне интересно развиваться в этом направлении

  4. Скопируйте шаблон и заполните план развития
    1. Заполните каждого скилла цель и задачи, которые нужно выполнить для развития.
    2. Опишите критерии выполнения каждой задачи и поставьте дедлайны, чтобы спланировать время.
    3. Перенесите задачи по развитию в свое рабочее пространство, где вы планируете дела. Так будет проще к ним возвращаться и успеть всё сделать.
    4. Замечайте, что ещё вы делаете для прокачки целевых скиллов, дописывайте эти действия в план.


Мой план развития 

Цель на три месяца

Научиться взаимодействовать с аудиторией, завоевывать её интерес и удерживать внимание

Фокус развития (скиллы)

  • Коммуникации при публичных выступлениях
  • Сторителлинг
  • Импровизация

Цель развития скилла
Какой результат

Укажите максимум три цели на один скилл

Задачи и действия
Что вы сделаете для развития скилла

  • Какие рабочие задачи вы реализуете? 
  • Какие задачи вы сделаете с командой? Кто может помочь?
  • Какое обучение пройдёте? Какие ресурсы изучите? 

Срок

Готовность
Как поймёте, что задача выполнена

Опишите критерии, по которым вы проверите результат выполнения задачи

Коммуникации
1.
2.
3.





Моя поддержка 

Этот раздел поможет вам не сбиться с пути к достижению целей. Ответьте на вопросы и обратитесь сюда, если что-то пойдет не так или просто захочется вдохновения.
Рефлексируйте и дополняйте списки поддержки, справляйтесь с трудностями, празднуйте победы!

Что или кто меня поддерживает? Что мне помогает двигаться к результату?

С какими сложностями я сталкиваюсь или могу столкнуться. Как я буду их преодолевать?

Как я могу отпраздновать выполнение задач по развитию и достижению целей?











(smile)
Всё обязательно получится!

(smile)

 


Expand
titleПроработка страхов

Цель: улучшить психическое и физиологическое состояние при публичных выступлениях

Записывайте всё, чего вы боитесь в контексте публичного выступления, что вызывает страх и стресс (какие детали, выражения лиц и поведение слушателей, неудобные вопросы, ваши мысли, страх критики).
Затем для каждого пункта напишите два сценария: 

  1. Что я буду делать, чтобы этого не произошло? 
  2. Что я могу сделать, если это произойдёт? 

Например, какие могут быть пункты: 

  • мне зададут вопрос, на который я не знаю ответа
  • меня будут перебивать
  • я запутаюсь и не скажу важное
  • зависнет презентация
  • я не понравлюсь своей аудитории

Выпишите то, что актуально лично для вас. И затем по каждому пункту — два варианта развития событий. 

Для каждого своего переживания вы сможете найти конкретный вариант

, конкретный сценарий, и то

действий и сценарий развития событий. То, что раньше

пугало своей неизвестностью, перестанет быть страшным.

казалось вам страшным и неизвестным, перестанет вызывать у вас страх, когда вы начнёте вникать в детали и понимать механизмы, которые лежат в его основе.

(tongue) Так, вы осознаете риски, что самое страшное может случиться, и найдёте необходимые инструменты и ресурсы, чтобы справиться с трудностями, которые могут возникнуть. 


Expand
titleКак работать с таблицей чувств и состояний

Цель: улучшить психическое и физиологическое состояние при публичных выступлениях

Учимся определять и называть свои чувства:

  1. После любого действия или события спросите себя: «Как мне было то, что я сейчас делал(а)? Как мне то, что сейчас происходит? Что я чувствую в ответ на это?». В таблице чувств и состояний (найдите в интернете, подойдет любая) подберите то, что лучше всего отражает ваше состояние. 
  2. Затем вспомните свои ощущения, то что происходило с телом. Например, покраснение шеи и лица или, наоборот, бледность, дрожащий голос, пересохшее горло.

light bulb Исследования психологов показали, что осознание и описание своих чувств помогают нам понять эмоциональное состояние и выявить причины

определенных

конкретных реакций. В этом случае мы лучше управляем своими эмоциями. Когда мы точно знаем, что чувствуем, мы можем понять, как наши эмоции влияют на нас. Тогда мы лучше справляемся со стрессом и конфликтами. Это также способствует более эффективному общению с другими людьми. Когда мы можем точно выразить свои чувства, это помогает им лучше понять нас. Такое общение способствует глубоким и эмоциональным связям, а также здоровым отношениям.


Expand
title
Настройка на публичное выступление

Цель: снять напряжение 

Из предложенных упражнений составьте комплекс под себя и выполняйте его перед выступлением. Между упражнениями делайте сброс: мы стряхиваем тело, как будто мы хотим сбросить с себя капли дождя, не касаясь руками тела
Упражнения для снятия напряжения
Диалог с телом

И.п. (исходное положение): стоим прямо

Задаём вопрос своему телу: куда ты хочешь потянуться? Тело отвечает движением (вверх, в стороны, вниз). К потягиванию добавляем зевание. Включается внутренний ребёнок. Следим, чтобы не возникали болевые ощущения.

Потягивание снимает напряжение в теле, зевание убирает напряжение глоточного кольца.

Растряска 
Самопрезентация

Цель: рассказать о себе новому собеседнику или аудитории (познакомится, вызвать доверие, рассказать «кто я и почему мне можно доверять»)

Прежде всего определите:

  • Аудиторию (Кто эти люди? Чем занимаются?)
  • Цель (Чего я хочу добиться?)
  • Критерии (Какой идеальный результат?)

Ответьте на основные вопросы:

1. Кто я? Как зовут?
2.
В какой сфере я эксперт? (профессия)
3.
С кем я работаю? Кому я помогаю? (целевая аудитория)
4.
С какими задачами я работаю? С чем ко мне обращаются?
5.
Что именно я делаю, чтобы решить эти задачи?
6.
Кто ко мне обращается и в каких ситуациях?
7.
Почему обращаются именно ко мне? (уникальность/особенность/специфика)
7.
Какой результат моей работы? (а также результат результата: что меняется в жизни людей? какие возможности открываются?)

light bulb Ответы на эти вопросы представляют собой базу, которую можно всегда изменять, дополнять или сокращать. В зависимости от контекста, аудитории или ситуации, вы будете адаптировать свою самопрезентацию, меняя как факты, которые вы включаете, так и форму, в которую вы эти факты оформляете. Это нормально, поскольку то, что подходит одной аудитории или ситуации, может быть не подходящим для другой. Поэтому старайтесь быть гибкими в этом отношении и создать несколько разных версий своей самопрезентации.



Обучающие материалы 

Курсы

И.п.: стоим прямо

Делаем мелкие и быстрые прыжки на носочках, практически не отрывая их от пола, в ритме как будто мы едем по мелкой брусчатке. Добавляем звук «м-м-м». Включается внутренний ребёнок, который капризничает.

Звук «м-м-м» используется в упражнениях на резонирование. Резонаторы помогают нашему голосу звучать громче и звонче. Одну руку положите на голову, другую — на грудь. Когда вы произносите звук «м-м-м», под рукой вы будете чувствовать вибрацию.

Прохлопывание

И.п.: стоим прямо

Прохлопываем себя ладонями от макушки до стоп. Добавляем звук «м-м-м». Лицо прохлопываем кончиками пальцев.

Похлопывание усиливает циркуляцию крови, расслабляет мышцы — улучшается память, внимание, мышление, речь, повышается настроение.

Фиксированный выдох 

И.п.: сидим или стоим прямо

Складываем губы трубочкой и выдыхаем так, как будто задуваем свечку. Делаем три подхода и с каждым разом пытаемся сделать выдох немного длиннее и менее интенсивный до почти неслышного.

Это упражнение можно сделать 4-5 раз. Помимо того, что улучшается голос, ещё переключается мозг))

 
Выдох через тело

И.п.: сидим или стоим прямо

Воображаем, что выдыхаем поочередно через: макушку, плечи, локти, кисти, грудь, спину, бедра, колени, стопы. Примерно 8–10 коротких выдохов (как резкое задувание свечи) и со звуком «м-м-мэ».

Поиск центра

И.п.: ходим размеренно или сидим

Фиксируем внутренний взгляд на тот или иной центр и наблюдаем, что меняется в каком центре. 

Центры: над головой, грудь, живот, лопатки, спина, ступни

Это упражнение нужно для понимания, какой центр нам наиболее подходит. В дальнейшем его используем.

Упражнения для снятия стресса

Снятие чувствительности

И.п.: сидим или стоим прямо

Вспоминаем свою стрессовую ситуацию. Сосредотачиваемся на сцене, когда стресс был максимальным. 

Техника десенсибилизации и проработки травм Фрэнсин Шапиро

Голова неподвижна, переводим взгляд по кругу — вверх, вправо, вниз, влево. 

Добавляем щелчки пальцами поочередно у правого и у левого уха.

Повторяем 4–12 раз.

Другая техника 

Прохлопываем правую сторону тела левой рукой и наоборот. 

Ещё одна техника«Дыхание квадратом»

Суть упражнения: вы делаете глубокие вдохи и выдохи, а между ними задерживаете дыхание. Время на каждое действие должно быть одинаковым. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.

Найдите любой предмет с прямыми углами – это может быть, например, картина, окно, стол.
Выполните следующее:
  1. Посмотрите в верхний левый угол и вдохните, считая при этом до четырёх.
  2. Переведите взгляд на верхний правый угол и задержите дыхание на четыре счёта.
  3. Переведите взгляд в нижний правый угол и выдохните, считая до четырех.
  4. Переведите взгляд в нижний левый угол и задержите дыхание на четыре счёта.

Выполните 5 циклов.

Парадоксальная интенция

И.п.: сидим или стоим прямо

Вспоминаем свою стрессовую ситуацию и её проявление, т.е. ощущения в теле. Преувеличиваем проявление стресса и начинаем играть в него. Например, во время выступления дрожали руки. Воспроизводим своё выступление и доводим дрожание до трясучки.

или

И.п.: сидим или стоим прямо

Вспоминаем свою стрессовую ситуацию и эмоцию, связанную с ней. Воображаем, что через дыхание мы распространяем эмоцию по всему телу.

Упражнения для рефлексии

  1. Перед каждым выступлением выполняйте упражнение «Три круга влияния»: я — пространство — контекст. Подумайте про влияние. Где я — это то, на что я могу повлиять, пространство — я могу частично повлиять, а контекст — я не могу повлиять, но он может повлиять на меня. Это важно для самоанализа и для коммуникации с аудиторией. Вы можете сказать, что вы волнуетесь, и это не будет проявлением слабости или плохой подготовки к выступлению, это будет искренне и честно. Часто спикеры предупреждают, что им нужно выпить воды, потому что горло пересохло. Это нормально. Не нужно терпеть или стараться сделать это незаметно.  
  2. Записывайте или проговаривайте вслух эмоции и физические ощущения в стрессовой ситуации
  3. Вместо «не получается» используйте формулу «пока не получается»

 

Обучающие материалы



thumbs up Если тебе понравилась эта статья, поставь лайк. Так, мы выделяем полезную информацию и обмениваемся актуальными знаниями!