Versions Compared

Key

  • This line was added.
  • This line was removed.
  • Formatting was changed.

Дисклеймер: Каждая компания имеет свои собственные подходы и уникальные представления о компетенциях и системе развития. Это может зависеть от многих факторов, включая корпоративную культуру, стратегические цели и конкретные потребности бизнеса. В статьях на тему «Оценка сотрудников компании» описаны некоторые из методик, которые могут помочь оптимизировать процессы оценки и развития сотрудников.


Оценка в компании проводится для определения уровня профессиональных навыков сотрудников, их мотивации к работе, а также личностных особенностей, включая соответствие или несоответствие персональных ценностей ценностям компании. Система оценки позволяет убедиться в том, что каждый сотрудник соответствует своей профессиональной роли и умеет эффективно выполнять свои рабочие обязанности.

Table of Contents



Цель и задачи оценки

С одной стороны, оценка может помочь руководителю в принятии управленческих и кадровых решений, а с другой, может помочь сотруднику выявить свои сильные стороны и зоны роста, составить индивидуальный план развития.

Задачи оценки (как можно использовать):

Найм

  • определять специализацию и уровень экспертности соискателя на должность
  • определять потребность в новых специалистах
  • набирать в компанию лучшие кадры

Адаптация

  • выявлять проблемы первых месяцев работы: проблемы наставничества, недостаток ресурсов, неравномерная нагрузка (переработки)
  • предоставлять новым сотрудникам качественную обратную связь, которая будет способствовать быстрой адаптации

Обучение

  • повышать уровень знаний сотрудников
  • планировать обучение, определять основные направления 
  • создавать качественные курсы, оплачивать внешнее обучение, необходимое для повышения производительности

Компетенции

  • определять уровень, а также соответствие навыков работников модели компетенций, которую утвердила компания
  • мотивировать сотрудников к развитию и обучению
  • формировать кадровый резерв из сотрудников с высокими показателями

Эффективность 

  • повышать трудовую дисциплину
  • принимать управленческие и кадровые решения
  • пересматривать деятельность, оптимизировать бизнес-процессы, регламенты и процедуры 

Вовлеченность и лояльность

  • характеризовать качество условий труда, внутренних процессов, обстановку в коллективе
  • повышать заинтересованность в работе, вовлеченность и лояльность сотрудников (спецопросы)
  • прогнозировать текучесть

Удержание кадров

  • знать слабые стороны компании как работодателя и развивать их
  • удерживать людей в компании благодаря качественной обратной связи по итогам оценки

HR-бренд

  • формировать EVP (employment value proposition, ценностное предложение работодателя)
  • укреплять бренд компании на рынке

    Виды оценки

    В зависимости  от целей проведения оценка может быть:

  • плановой (регулярной)
  • внеплановой (при найме новых работников)
  • разовой (если необходимо отреагировать на проблему или принять управленческое решение)

    Методы и инструменты оценки

    В основе системы оценки сотрудников лежит модель компетенций и ценностей.  Модель задает четкие критерии для оценки.

    В оценке  применяются качественные (описательные) и количественные (балльные, рейтинговые) методы, а также их комбинации. При количественной оценке используются конкретные показатели или средние значения. Показатели должны быть понятными, достижимыми и соответствовать профессиональной роли. 

    Методы оценки ИнструментыАнализ компетенций (включая знания и навыки), персональные характеристики, соответствие профессионального поведения сотрудника ценностям компании
    • тестирование профессиональных знаний
    • моделирование рабочих ситуаций, решение кейсов
    • анкетирование (опросы)
    • интервьюирование
    • наблюдение на рабочем месте (чек-листы)
    • методы оценки 360: наряду с самооценкой сотрудника оценивают: руководитель, подчинённые,  его коллеги (и/или клиенты)
    Ревью знаний — регулярная процедура, которая помогает определить, насколько сотрудники соответствуют минимально необходимым требованиям в зависимости от должностиАнализ эффективности — KPI, достижение поставленных целей или получение необходимых бизнес-результатовИсследование проводится на основании цифр из отчётов производства. Фактические результаты сравниваются с целевымиАнализ вовлечённости и лояльности — оценка внутреннего настроя на работу, насколько сотрудник предан целям и задачам компании, а также расположен к коллегам и руководителюИсследование проводится с помощью опросов один-два раза в год. Сотрудникам предлагают выставить баллы процессам в компании, а также процессам и способам коммуникаций

    Внедрение оценки

    Внедрение системы оценки персонала может быть выполнено поэтапно, и на первом этапе рекомендуется внедрить четыре базовых инструмента:  

    ИнструментыРесурсТесты для автоматической проверки уровня знанийСистема дистанционного обучения (СДО)Анализ производственных показателей KPIHRM, система KPIАнкета для руководителяФормы оценки, Карта навыков сотрудникаАнкета для самооценкиФормы оценки, Карта навыков сотрудника

    light bulb Эти инструменты позволят начать систематическую оценку сотрудников, которую в дальнейшем можно развивать, опираясь на опыт внедрения и результаты текущей оценки.

    План работ:

    #Задача РезультатИсполнители и роли1

    Составить требования к компетенциям для сотрудников 

    Профиль должности / Модель компетенций / Карта навыков

    • Руководители подразделений (разработка)
    • Специалисты УЦ (методическое сопровождение)
    • Специалисты из Управления по работе с персоналом (ревью и корректировка)
    2

    Описать систему методов оценки и определить платформу

    • Расчёт экономического эффекта от внедрения оценки сотрудников
    • Положение об оценке сотрудников  в дирекции/компании
    • Регламент оценки сотрудников
    • Специалисты УЦ (методическое сопровождение)
    • Руководители подразделений (согласование)
    • Специалисты из Управления по работе с персоналом (ревью и корректировка)
    3Связать результаты оценки с индивидуальными планами развития (ИПР) сотрудников, а также с политикой и процедурами адаптации и прохождения испытательного срока (ИС)
    • Форма ИПР
    • Инструкция по заполнению ИПР
    • Специалисты УЦ (разработка)
    • Руководители подразделений (согласование)
    • Специалисты из Управления по работе с персоналом (ревью и корректировка)
    4Разработать тесты, опросники, формы анкет и интервью для  оценки

    Контент для инструментов оценки

    • Специалисты УЦ (методическое сопровождение)
    • Руководители подразделений (ревью и корректировка)

    Оценка компетенций

    Компетенция — интегральный измеримый показатель, позволяющий оценить способность (потенциал) человека эффективно действовать в заданной ситуации (справляться с кругом задач в деятельности) благодаря реализации способностей, актуализации знаний, умений и навыков, а также с опорой на ценности и установки личности.

    Для оценки компетенций общепринято использовать четырёхуровневую модель.  Каждая компетенция оценивается по шкале, которая выражается в цифровых значениях от 0 до 3.

    Image Removed

    0 — компетенция не сформирована , у сотрудника преобладает поведение, противоположное целевому.

    1 — уровень развития (требует улучшений) , сотрудник знает и применяет некоторые инструменты и методы или делает это нерегулярно. Успешно использует компетенцию для решения только стандартных, простых рабочих задач.  При решении новых задач добивается лишь частичного успеха.

    2 — уровень опыта (соответствует ожиданиям), сотрудник знает, большинство инструментов и методов, применяет их стабильно и систематически.  Успешно использует компетенцию для решения стандартных и новых рабочих задач.

    3 — уровень мастерства (превосходит ожидания), сотрудник демонстрирует глубокие знания, а также большой опыт применения знаний и умений на практике. Успешно использует компетенцию для решения стандартных и новых рабочих задач.  Достигает успеха в большинстве ситуаций высокой сложности, разрешает кризисы. Является  транслятором собственного опыта (обучение).

    Индикаторы

    Компетенция включает в себя от 6 до 8 составляющих, или индикаторов. Индикаторы представляют собой стандарты поведения и знаний, которые проявляются в действиях человека, обладающего этой компетенцией.

    Для уровня 2 (соответствует ожиданиям) стабильно и с должным качеством проявляется не менее 50% индикаторов.  

    Определение уровня компетенции осуществляется по среднему арифметическому, значение которого вычисляется по формуле: сумма степеней проявления всех индикаторов делится на их общее число. 

    Оценка степени проявления каждого индикатора, где сотрудник: 

    • Всегда проявляет — 4
    • Часто проявляет, но далеко не всегда — 3
    • Часто не проявляет — 2 
    • Обычно не проявляет — 1 
    • Совсем не проявляет — 0  

    Рассмотрим на примере компетенции «Ориентация на саморазвитие»:

    ИндикаторыВсегда проявляетЧасто проявляет, но не всегдаЧасто не проявляетОбычно не проявляетСовсем не проявляетРазработка индивидуальных планов развития (ИПР) с учетом долгосрочных целей и текущих потребностейcheck mark Активное освоение новых областей знаний, включая те, которые не связаны с текущей деятельностью, но могут принести дополнительную ценностьcheck mark Поиск обратной связи для постоянного улучшенияcheck mark Участие в образовательных мероприятиях, курсах, тренингах и вебинарах для обновления знаний и навыковcheck mark Передача своих знаний и навыков команде, предоставление возможностей для их развития и поддержка в обученииcheck mark Создание образовательных стратегий для саморазвития, включающих новые идеи и решенияcheck mark 

    Расчёт: (4 + 4 +  3 + 4 + 1 + 0) / 6 = 2, 7

    Уровень развития компетенции составляет 2,7

    Уровни овладения знаниями, умениями и навыками

    • Знания — результат процесса познания действительности
    • Умения — освоенный способ выполнения действия 
    • Навык — действие, доведённое до автоматизма

    1  уровень — имеет общее представление в этой специализированной области, есть знание понятийного аппарата, нет опыта выполнения действий.

    2 уровень — имеет обширные теоретические знания, есть опыт выполнения действия при помощи наставника.

    3 уровень — имеет опыт применения знаний и умений в стандартных рабочих ситуациях,  есть опыт выполнения действий по образцу.

    4 уровень — имеет опыт осознанного применения знаний и умений в стандартных рабочих ситуациях, в нестандартных и сложных ситуациях требуется поддержка наставника.

    5 уровень — экспертное владение знаниями (руководство процессом, ответственность за результат), автоматически и безошибочно выполняет действия.

    Children Display