Page History
Versions Compared
Key
- This line was added.
- This line was removed.
- Formatting was changed.
Содержание
Table of Contents
Основные понятия
Цель (нем. Ziel) — это представление о будущем или желаемом результате, который человек (группа людей) стремится достичь.
Цель подразумевает положительную динамику, то есть изменение текущего состояния чего-либо в сторону улучшения или удовлетворения конкретных потребностей и требований.
Необходимо отличать цель от задачи. Цель отвечает на вопрос: чего мы хотим достигнуть, а задача — как мы можем достигнуть этого. Например, в контексте личных целей, присоединиться к сообществу «Посади дерево» и участвовать в акциях «Сохраним лес» — это задача, а целью может быть ответственное отношение к нашей планете и её сохранение для будущих поколений. В контексте бизнеса построить новый многоэтажный жилой дом — это задача, а целью может быть улучшение благосостояния определённой категории граждан.
Целеполагание — процесс определения целей и разработки плана для их достижения. То есть это также процесс принятия конкретных шагов, которые приведут к желаемому результату.
Методы постановки целей
SMART
Метод SMART используют в менеджменте и проектном управлении. Джордж Т. Доран описал этот метод в 1981 году в статье под названием «S.M.A.R.T. — способ описания управленческих целей и задач».
SMART — это
Expand | ||
---|---|---|
| ||
Кроме того, что слово smart в переводе с английского — «умная» [цель], это также аббревиатура пяти слов, которые |
обозначают критерии для поставленной цели |
(задачи или гипотезы): |
|
|
|
|
Зачем |
нужен SMART Мы формулируем цели |
(задачи и гипотезы) согласно SMART-критериям, чтобы избежать потенциальных ловушек:
|
|
Проверка по SMART Чтобы проверить поставленную цель (задачу или гипотезу), следуй алгоритму: S: Формулировка должна быть конкретной. Определи, что именно ты хочешь достичь. M: Результат должен быть измеримым. Укажи, что и как будешь измерять. A: Результат должен быть достижимым. Опиши, каким образом и с помощью чего ты планируешь достичь ожидаемого результата. R: Цель, задача или гипотеза должна быть значима и способствовать достижению основной цели проекта. Задай себе вопрос: почему это важно? T: У каждой цели, задачи или гипотезы должен быть установлен временной интервал. Укажи конкретные сроки. Примеры личных целей
|
GROW
В 1980-х годах бизнес-тренеры Грэм Александер, Алан Файн и сэр Джон Уитмор разработали модель целеполагания под названием GROW. Эта модель стала очен эффективной и популярной в коучинге (Nguyen, 2018).
Expand | ||
---|---|---|
| ||
В основе модели лежат четыре ступени постановки вопросов для решения задач. G — Цели: Чего ты хочешь? Дополнительные вопросы:
R — Реальность: Что происходит сейчас? Дополнительные вопросы:
О — Варианты: Что ты можешь сделать? Дополнительные вопросы:
W — Will: Что ты будешь делать? Дополнительные вопросы:
© Дополнительные вопросы взяты с сайта SmartTalks |
Дерево целей
Дерево целей — это метод упорядочивания целей (от общего к частному), в результате которого формируется пошаговый план действий.
Expand | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||||
Чтобы создать дерево, выбери главную цель, на следующем уровне определи максимум пять промежуточных целей, которые приведут к результату. Раздели каждую подцель на более мелкие, и продолжай делить, пока не получишь конкретные, простые действия на нижнем уровне. Такое детальное описание каждой цели облегчает понимание, как к ней прийти. Начни с ответов на вопросы:
|
Целеполагание в бизнесе
Цели компании могут быть связаны с различными аспектами работы, включая производительность, проекты и развитие персонала. Целеполагание помогает направить усилия отдела на ключевые приоритеты, повысить эффективность и обеспечить лучшее соответствие общим целям компании. Цели также служат основой для принятия решений на всех уровнях — от руководителей до сотрудников. Это помогает командам измерять свой прогресс и понимать, как их ежедневная работа влияет на достижение общих целей компании.
Процесс начинается сформулирования стратегических целей, которые основаны на миссии компании и стратегии достижения задач. Стратегические цели определяют для самых важных сфер компании, например,: финансы, маркетинг, персонал, производственная инфраструктура, новая продукция. Они относятся ко всей компании и планируются на 3-10 лет.
Затем нужно определить тактические и оперативные цели. Тактические цели относятся к отделам и бизнес-единицам компании. Они показывают, как они будут достигаться стратегические цели. Планирование обычно составляет от 0,5 до 3 лет. Уровень оперативных целей сосредоточен на решении текущих задач. Планирование может быть от одной недели до одного года. Ключевых целей на каждом уровне планирования должно не больше пяти. Каждая цель может иметь разный «вес» в общем результате компании.
Пример дерева целей для промышленной компании
В статье приведён пример с сайта Управление производством. В этом примере мы удалили конкретные числа, которые могли быть устаревшими и не отражать текущую реальность. При этом сами правила постановки целей для компании не изменились.
Миссия — стать лидером в производстве изделий из металлов для машиностроительных предприятий | ||
Стратегические цели Генеральный директор
| ||
Тактические цели | ||
Финансы | Производство | Маркетинг |
Зам. директора по финансам Объем счетов к оплате не должен превышать .... Объем кредитов не должен превышать .... Бюджеты отделов должны предоставляться один раз в месяц. Неоплаченные счета не должны превышать ... % от объема продаж. | Зам. директора по производству Достижение объема производства .... тов.ед. при средней себестоимости .... Доля брака не должна превышать ...%. Повышение производительности на ...%. Ответ на жалобы и предложения работников не более ... дней. | Зам. директора по маркетингу Объем реализации .... тов.ед. при средней цене .... Запустить на рынок ... новую товарную линию. Повысить объем сбыта на новых рынках на ...%. Открыть один новый сбытовой офис. Добиться расширения доли рынка до ...%. |
Оперативные цели | ||
Руководитель по работе с дебиторами Выставление счетов к оплате должно осуществляться в течение ... дней после заключения сделки. Проверка кредитоспособности новых покупателей в течение ... дня. Не допускать задержки в оплате счетов более, чем на ... месяцев. Раз в ... связываться с покупателями, не оплатившими счета. | Мастер участка с ЧПУ Изготовление ... тыс. штук стандартных заготовок при средней себестоимости .... Время простоя оборудовання не должно превышать ...%. Доля брака не должна превышать ...%. Ответ на жалобы и предложения рабочих в течение ... часов. | Руководитель по сбыту Ответы на запросы покупателей осуществляются в течение ... часов. Объем реализации продукции ... тыс. ед. Контроль за соблюдением торговыми агентами правил:
|
Алгоритм постановки бизнес-целей
1.Глобальные цели
Сформулировать общие амбициозные цели, определяющие качественное или количественное изменение.
2.Текущее состояние
Оценить возможности и ограничения, выявить области, требующие улучшения или развития.
3.Долгосрочные и краткосрочные цели
Определить цели долгосрочные (сложные, многоэтапные) и краткосрочные (простые, с быстрым результатом), которые помогают достичь глобальные цели.
4.Ключевые результаты
Сформулировать ключевые результаты, которые будут показывать достижение целей.
5.Задачи
Разбить цели на более мелкие шаги, которые приведут к достижению цели.
6.Ответственность
Назначить ответственных лиц или команды, которые будут отвечать за достижение каждой цели и её ключевых результатов.
7.Показатели эффективности (KPI)
Определить ключевые показатели эффективности (KPI). Это критические (ключевые) количественные показатели, отражающие прогресс в достижении целей. KPI помогают сосредоточиться на операционных и стратегических улучшениях, а также создают аналитическую базу для принятия решений.
8.Временные рамки
Установить сроки выполнения каждой цели. Это поможет обеспечить дисциплину выполнения и своевременное достижение результатов.
9.Мониторинг и оценка
Отслеживать прогресс по достижению целей и их результатов, корректировать цели при необходимости и отчитываться перед заинтересованными сторонами о результатах.
Если тебе понравилась эта статья, поставь лайк. Так, мы выделяем полезную информацию и обмениваемся актуальными знаниями!