Versions Compared

Key

  • This line was added.
  • This line was removed.
  • Formatting was changed.

Дисклеймер: Каждая компания имеет свои собственные подходы и уникальные представления о компетенциях и системе развития. Это может зависеть от многих факторов, включая корпоративную культуру, стратегические цели и конкретные потребности бизнеса. В статьях на тему «Система оценки сотрудников компании» описаны некоторые из методик, которые могут помочь оптимизировать процессы оценки и развития сотрудников.



Expand
titleОсновные понятия

Компетенция — это интегральный, измеримый показатель, который позволяет оценить способность (потенциал) человека эффективно действовать в заданной ситуации. Это означает справляться с рядом задач в своей деятельности, благодаря реализации своих способностей и актуализации знаний, умений, навыков с опорой на ценности и установки личности.

Info
Компетенция не равна знаниям и навыкам, она также не равна перечню задач. Компетенция как бы отвечает на вопрос: что позволяет человеку выполнить задачу качественно.


Компетенция включает в себя составляющие, или индикаторы. Они представляют собой стандарты поведения и знаний, которые проявляются в действиях человека, обладающего этой компетенцией.
Таким образом, поведенческие индикаторы описывают проявление компетенции в поведении сотрудника. Они как бы отвечают на вопросы «что делает, как делает и чего не делает?»

Info

Различные компании и специалисты внутри одной компании могут под одинаковыми названиями компетенций понимать разные индикаторы.


Модель компетенций
содержит ключевые компетенции, которые необходимы специалисту для успешного достижения целей. Это единая система критериев, которая учитывает корпоративные установки, особенности рабочего процесса, кадровую политику и личные потребности сотрудника.


Матрица компетенций
содержит ключевые компетенции сотрудников, необходимые для успешного выполнения работы на своей должности. 



Expand
titleКлассификация компетенций

Модель компетенций может включать в себя компетенции из четырех основных категорий.

Корпоративные — это компетенции, которые приняты в компании и основаны на её ценностях. Они отражают способность сотрудника работать в соответствии с ценностями и нормами компании. Эти компетенции одинаковы для любой должности.

Например:

  • Эффективная работа в команде
  • Способность к индивидуальной работе
  • Ориентация на результат
  • Креативность и способность находить нестандартные решения
  • Уважение к личности
  • Коммуникативность
  • Развитие других или наставничество
  • Клиентоориентированность

Info
Корпоративные компетенции отвечают на вопрос: Как должны действовать сотрудники компании, чтобы достичь высокого результата в работе?


Управленческие
— это компетенции, наличие которых необходимо руководителям для успешного решения бизнес-задач. Эти компетенции отражают способность управлять людьми и процессами.

Например:

  • Планирование работы (своей и подчиненных)
  • Организация и контроль рабочего процесса
  • Мотивация, вдохновение сотрудников на достижение поставленных результатов
  • Принятие решений
  • Достижение целей
  • Генерация новых идей
  • Высокая степень реакции на изменения ситуации
  • Эффективное решение проблем

Info
Управленческие компетенции отвечают на вопрос: Как правильно руководить сотрудниками, чтобы совместно достигать поставленных перед компанией целей?

 
Профессиональные/Функциональные/Технические — это компетенции, которые могут применяться в отношении определенной группы должностей. Эти компетенции включают специфические навыки и знания, необходимые для выполнения определенных задач.

Например (для аналитического отдела):

  • Управление требованиями
  • Постановка задач программистам
  • Проверка функциональности
  • Проведение испытаний
  • Анализ качества данных и т.д.

Info

Профессиональные компетенции отвечают на вопрос: Что сотрудник должен делать, чтобы успешно выполнять свои функциональные обязанности?

 

Личностные — это личностные аспекты, отражают общие черты характера и поведения, которые помогают сотруднику быть успешным на работе. Эти компетенции могут включать в себя достижения, результаты и отношение к ним.

Например:

  • Высокая самоорганизация
  • Адаптивность
  • Умение доводить начатое дело до конца
  • Работа с большим массивом информации
  • Аналитические способности
  • Быстрое обучение и освоение новой информации
  • Инициативность
  • Активность
  • Дисциплинированность
  • Умение работать в режиме цейтнота



Expand
titleРазвитие компетенций

Приращение (развитие) компетенции



Expand
titleМодель компетенций

Классификация моделей компетенций

по виду: 

Универсальная модель — одна модель компетенций применяется на все категории сотрудников или независимая модель для каждой категории сотрудников. 

Уникальная модель — модель, кастомизироанная под запросы компании/отдела. По сравнению с универсальной моделью имеет высокую стоимость и большие сроки, но при этом эту модель удобно использовать, она легко узнаётся сотрудниками и можно обещать ее стопроцентную применимость.

по формату:

Простая модель — описывает компетенции по индикаторам требуемого поведения, оценка выполняется при помощи анализа проявляется или не проявляется нужное поведение.

Уровневая модель — описывает компетенции по уровням, сохраняя преемственность в каждом уровне. Содержит негативные полюса индикаторов. Таким образом, уровни развиваются от негативного проявления к максимально выраженному.

Info

В среднем, процесс создания модели и последующей проверки ее жизнеспособности занимает около полугода.


Состав модели компетенции

Модель компетенций включает следующие элементы:

  1. Категории компетенций
  2. Конкретные компетенции
  3. Уровни компетенции 
  4. Индикаторы поведения (Стандарты)

Рекомендации разработчикам модели компетенций

При составлении модели компетенций ориентируйтесь на:

  • ожидаемый результат
  • способы достижения сотрудником поставленной цели
  • необходимые качества для достижения положительных результатов

Компетенции, указанные в модели, можно ранжировать по приоритетам, например: основные и второстепенные, важные и желательные.

Каждая из компетенций должна быть:

  • формализованной
  • измеримой
  • понятной (единообразно трактуемой)
  • структурированной
  • актуальной
  • гибкой (учитывающей все возможные изменения)
  • специфичной и содержать непересекающиеся индикаторы поведения

Индикаторы должны быть описаны простыми словами, быть понятными и легко измеримыми.

Info
Важно, чтобы каждый индикатор был четким и не оставлял места для двусмысленности. Например, формулировка «эффективно общается» может вызвать путаницу. Как мы определяем «эффективность» в этом контексте? 


Как описывать профессиональную компетенцию

Если для описания и оценки корпоративных, управленческих и личностных компетенций используются поуровневая модель или индикативная, то для профессиональных компетенций этого недостаточно.

Профессиональные компетенции определяют специальные знания, умения и навыки для сотрудников.

Info

В педагогической психологии используют терминологию:

  • Знания — результат процесса познания действительности
  • Умения — освоенный способ выполнения действия
  • Навык — действие, доведённое до автоматизма

Для упрощения моделей оценки, HR-эксперты рекомендуют использовать только два термина: знания и навыки, что означает теорию и практику.



В формулировках индикаторов специалисты HR рекомендуют учитывать знания и навыки, склонности в поведении (командная или индивидуальная работа), мотивацию (например, ориентир на амбициозные задачи) и личные способности (например, обучаемость). 

Одним из ключевых аспектов при разработке модели профессиональных компетенций (МПК) является глубина индикаторов. Это зависит от целей МПК, для которых она создается, и размера описываемого функционального направления. Допустим, нам нужно описать функцию, которая включает в себя различные специфические задачи. Вопрос в том, следует ли описывать эти задачи как отдельные компетенции или включать их в индикаторы одной большой компетенции?

Прежде всего, нужно определиться с установками:

  1. Какие цели мы собираемся достигать с помощью разрабатываемой МПК (выделить лучших из средних, развить базовые или уникальные знания и навыки, оценить уникальные компетенции специалистов).
  2. Сколько других задач решает функциональное направление (каков объем функции) и насколько уникальной и важной является описываемая задача для всего направления.

Объем МПК, то есть количество компетенций и индикаторов в ней, не связан напрямую с объемом описываемой функции. При разработке МПК количество компетенций стремятся минимизировать, описывая только те навыки и знания, которые отличают лучших сотрудников от средних. Основная задача в том, чтобы модель была удобной в использовании и легко обновляемой.

МПК из 125 компетенций будет менее удобна, чем модель из 25. Однако многое зависит от целей использования модели. Она может быть объемной, если описываемые компетенции критически важны. Это особенно важно, например, при выполнении особо опасных работ, где от уровня знаний и умений зависит безопасность производства и возможная угроза жизни. Чем подробнее такие компетенции описаны, тем лучше.


Порядок действий при описании профессиональной компетенции

  1. Соберите информацию
  2. Опишите рабочие задачи
  3. Опишите индикаторы
  4. Сгруппируйте индикаторы
  5. Опишите компетенцию




Expand
titleМатрица компетенций

Текст

Компетенция/ИндикаторСпециалист категории 3Специалист  категории 2Специалист категории 1Ведущий специалист 

Категория Управленческие

Компетенция Планирование и организация работы

Индикатор 1

Принимает своевременные решения в сжатые сроки, в том числе при неполной информации

1233

Индикатор 2

Объединяет и разделяет задачи для оптимизации процессов

1233

Индикатор 3

Выставляет приоритеты, сосредотачивает усилия на более важных задачах

1233








Expand
titleКак избежать ошибок

Недействующие модели часто возникают из-за ошибок в разработке. Например, для сбора информации в компании иногда привлекаются неподходящие люди, или не учитываются специфические особенности. Такое случается, когда информация собирается только от сотрудников центрального офиса. 

Другая распространенная причина — слишком большое увлечение желаемым, в ущерб реальности. Если модель описывает идеальное поведение, которое в компании редко встречается, то она останется неприменимой. Это часто происходит с «кабинетными» моделями, созданными без учета реальной ситуации. При этом есть большой риск упустить из виду то, что на самом деле влияет на эффективность.

Ещё одна проблема — «имплантация» чужой модели из другой компании. При этом неработающая модель — это еще не самый плохой исход. Хуже, если модель будет работать неправильно.

Info
Создание модели компетенций требует инвестиций времени, усилий и средств, так как она управляет ценным ресурсом компании — персоналом, помогая достигать стратегических целей.