Page History
Versions Compared
Key
- This line was added.
- This line was removed.
- Formatting was changed.
Дисклеймер: Каждая компания имеет свои собственные подходы и уникальные представления о компетенциях и системе развития. Это может зависеть от многих факторов, включая корпоративную культуру, стратегические цели и конкретные потребности бизнеса. В статьях на тему «Система оценки сотрудников компании» описаны некоторые из методик, которые могут помочь оптимизировать процессы оценки и развития сотрудников.
Expand | ||||
---|---|---|---|---|
| ||||
Компетенция — это интегральный, измеримый показатель, который позволяет оценить способность (потенциал) человека эффективно действовать в заданной ситуации. Это означает справляться с рядом задач в своей деятельности, благодаря реализации своих способностей и актуализации знаний, умений, навыков с опорой на ценности и установки личности.
|
Expand | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||
Модель компетенций может включать в себя компетенции из четырех основных категорий. Корпоративные — это компетенции, которые приняты в компании и основаны на её ценностях. Они отражают способность сотрудника работать в соответствии с ценностями и нормами компании. Эти компетенции одинаковы для любой должности. Например:
Например:
Например (для аналитического отдела):
Личностные — это личностные аспекты, отражают общие черты характера и поведения, которые помогают сотруднику быть успешным на работе. Эти компетенции могут включать в себя достижения, результаты и отношение к ним. Например:
|
Expand | ||
---|---|---|
| ||
Приращение (развитие) компетенции |
Expand | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||
Классификация моделей компетенций по виду: Универсальная модель — одна модель компетенций применяется на все категории сотрудников или независимая модель для каждой категории сотрудников. Уникальная модель — модель, кастомизироанная под запросы компании/отдела. По сравнению с универсальной моделью имеет высокую стоимость и большие сроки, но при этом эту модель удобно использовать, она легко узнаётся сотрудниками и можно обещать ее стопроцентную применимость. по формату: Простая модель — описывает компетенции по индикаторам требуемого поведения, оценка выполняется при помощи анализа проявляется или не проявляется нужное поведение. Уровневая модель — описывает компетенции по уровням, сохраняя преемственность в каждом уровне. Содержит негативные полюса индикаторов. Таким образом, уровни развиваются от негативного проявления к максимально выраженному.
Модель компетенций включает следующие элементы:
Рекомендации разработчикам модели компетенций
Компетенции, указанные в модели, можно ранжировать по приоритетам, например: основные и второстепенные, важные и желательные. Каждая из компетенций должна быть:
Индикаторы должны быть описаны простыми словами, быть понятными и легко измеримыми.
Если для описания и оценки корпоративных, управленческих и личностных компетенций используются поуровневая модель или индикативная, то для профессиональных компетенций этого недостаточно. Профессиональные компетенции определяют специальные знания, умения и навыки для сотрудников.
Одним из ключевых аспектов при разработке модели профессиональных компетенций (МПК) является глубина индикаторов. Это зависит от целей МПК, для которых она создается, и размера описываемого функционального направления. Допустим, нам нужно описать функцию, которая включает в себя различные специфические задачи. Вопрос в том, следует ли описывать эти задачи как отдельные компетенции или включать их в индикаторы одной большой компетенции? Прежде всего, нужно определиться с установками:
Объем МПК, то есть количество компетенций и индикаторов в ней, не связан напрямую с объемом описываемой функции. При разработке МПК количество компетенций стремятся минимизировать, описывая только те навыки и знания, которые отличают лучших сотрудников от средних. Основная задача в том, чтобы модель была удобной в использовании и легко обновляемой. МПК из 125 компетенций будет менее удобна, чем модель из 25. Однако многое зависит от целей использования модели. Она может быть объемной, если описываемые компетенции критически важны. Это особенно важно, например, при выполнении особо опасных работ, где от уровня знаний и умений зависит безопасность производства и возможная угроза жизни. Чем подробнее такие компетенции описаны, тем лучше. Порядок действий при описании профессиональной компетенции
|
Expand | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Текст
|
Expand | ||
---|---|---|
| ||
Недействующие модели часто возникают из-за ошибок в разработке. Например, для сбора информации в компании иногда привлекаются неподходящие люди, или не учитываются специфические особенности. Такое случается, когда информация собирается только от сотрудников центрального офиса. Другая распространенная причина — слишком большое увлечение желаемым, в ущерб реальности. Если модель описывает идеальное поведение, которое в компании редко встречается, то она останется неприменимой. Это часто происходит с «кабинетными» моделями, созданными без учета реальной ситуации. При этом есть большой риск упустить из виду то, что на самом деле влияет на эффективность. Ещё одна проблема — «имплантация» чужой модели из другой компании. При этом неработающая модель — это еще не самый плохой исход. Хуже, если модель будет работать неправильно.
|