Versions Compared

Key

  • This line was added.
  • This line was removed.
  • Formatting was changed.

Table of Contents

Expand
titleОсновные понятия

Компетенция — это интегральный, измеримый показатель, который позволяет оценить способность (потенциал) человека эффективно действовать в заданной ситуации. Это означает справляться с рядом задач в своей деятельности, благодаря реализации своих способностей и актуализации знаний, умений, навыков с опорой на ценности и установки личности.

Info
Компетенция не равна знаниям и навыкам, она также не равна перечню задач. Компетенция как бы отвечает на вопрос: что позволяет человеку выполнить задачу качественно.


Компетенция включает в себя составляющие, или индикаторы. Они представляют собой стандарты поведения и знаний, которые проявляются в действиях человека, обладающего этой компетенцией.
Таким образом, поведенческие индикаторы описывают проявление компетенции в поведении сотрудника. Они как бы отвечают на вопросы «что делает, как делает и чего не делает?»

Info

Различные компании и специалисты внутри одной компании могут под одинаковыми названиями компетенций понимать разные индикаторы.


Модель компетенций
содержит ключевые компетенции, которые необходимы специалисту для успешного достижения целей. Это единая система критериев, которая учитывает корпоративные установки, особенности рабочего процесса, кадровую политику и личные потребности сотрудника.


Матрица компетенций
содержит ключевые компетенции сотрудников, необходимые для успешного выполнения работы на своей должности. 



Expand
titleКлассификация компетенций

Модель компетенций обычно включает в себя компетенции из четырех основных категорий.

Корпоративные — это компетенции, которые приняты в компании и основаны на её ценностях. Они отражают способность сотрудника работать в соответствии с ценностями и нормами компании. Эти компетенции одинаковы для любой должности.

Например:

  • Эффективная работа в команде
  • Способность к индивидуальной работе
  • Ориентация на результат
  • Креативность и способность находить нестандартные решения
  • Уважение к личности
  • Коммуникативность
  • Развитие других или наставничество
  • Клиентоориентированность

Управленческие — это компетенции, наличие которых необходимо руководителям для успешного решения бизнес-задач. Эти компетенции отражают способность управлять людьми и процессами.

Например:

  • Планирование работы (своей и подчиненных)
  • Организация и контроль рабочего процесса
  • Мотивация, вдохновение сотрудников на достижение поставленных результатов
  • Принятие решений
  • Достижение целей
  • Генерация новых идей
  • Высокая степень реакции на изменения ситуации
  • Эффективное решение проблем


Профессиональные/Функциональные/Технические
— это компетенции, которые могут применяться в отношении определенной группы должностей. Эти компетенции включают специфические навыки и знания, необходимые для выполнения определенных задач.

Например (для аналитического отдела):

  • Управление требованиями
  • Постановка задач программистам
  • Проверка функциональности
  • Проведение испытаний
  • Анализ качества данных и т.д.

Info

Корпоративные компетенции отвечают на вопрос: Как должны действовать сотрудники компании, чтобы достичь высокого результата в работе?

Управленческие компетенции отвечают на вопрос: Как правильно руководить сотрудниками, чтобы совместно достигать поставленных перед компанией целей?

Профессиональные компетенции отвечают на вопрос: Что сотрудник должен знать и уметь, чтобы успешно выполнять свои функциональные обязанности?


Личностные
— это личностные аспекты, отражают общие черты характера и поведения, которые помогают сотруднику быть успешным на работе. Эти компетенции могут включать в себя достижения, результаты и отношение к ним.

Например:

  • Высокая самоорганизация
  • Адаптивность
  • Умение доводить начатое дело до конца
  • Работа с большим массивом информации
  • Аналитические способности
  • Быстрое обучение и освоение новой информации
  • Инициативность
  • Активность
  • Дисциплинированность
  • Способность работать в режиме цейтнота



Expand
titleРазвитие компетенций

Приращение (развитие) компетенции



Expand
titleМодель
Что входит в модель
компетенций

Модель компетенций устанавливает стандарты для сотрудников, они связаны с уровнем знаний, умений и навыков сотрудников, а также с их личностными качествами.

Модель компетенций включает следующие элементы:

  1. Категории компетенций
  2. Конкретные компетенции
  3. Уровни компетенции 
  4. Индикаторы поведения (Стандарты)
Разработка модели компетенций

При составлении модели компетенций ориентируйтесь на:

  • Ожидаемый результат
  • Способы достижения сотрудником поставленной цели
  • Необходимые качества для достижения положительных результатов

Компетенции, указанные в модели, можно ранжировать по приоритетам, например: основные и второстепенные, важные и желательные.

Каждая из указанных компетенций должна быть:

  • формализованной
  • измеримой
  • понятной (единообразно трактуемой)
  • структурированной
  • актуальной
  • гибкой (учитывающей все возможные изменения)
  • специфичной и содержать непересекающиеся индикаторы поведения

Info
Индикаторы должны быть описаны простыми словами, быть понятными и легко измеримыми. Важно, чтобы каждый индикатор был четким и не оставлял места для двусмысленности. Например, формулировка «эффективно общается» может вызвать путаницу. Как мы определяем «эффективность» в этом контексте? Нужны четкие критерии.



Разработка матрицы компетенций

Компетенция/ИндикаторСпециалист категории 3Специалист  категории 2Специалист категории 1Ведущий специалист 

Категория Управленческие

Компетенция Планирование и организация работы

Индикатор 1

Принимает своевременные решения в сжатые сроки, в том числе при неполной информации

1233

Индикатор 2

Объединяет и разделяет задачи для оптимизации процессов

1233

Индикатор 3

Выставляет приоритеты, сосредотачивает усилия на более важных задачах

1233